Изображение Библиотека для детей и юношества имени А. Лиханова

Яндекс.Метрика
Как записаться
в библиотеку
Перечень услуг Электронный каталог Продление on-Line Виртуальная справка Периодические издания

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Когда же ребенок становится подростком?

8kGtXTHKcrE

Возрастные границы очень условны и мнения специалистов расходятся. В словаре Владимира Даля «подросток» определяется как «дитя на подросте», около 14-15 лет. Современные учёные говорят о том, что подростковый период начинается намного раньше и длится гораздо дольше.
Ранее в древних обществах переход от детства к взрослости сопровождался особыми ритуалами- инициацией, благодаря чему подросток не только приобретал новый статус, но как бы рождается заново.
В нашем обществе тоже существуют некоторые ритуалы такого рода- торжественное вручение паспорта, аттестата зрелости, посвящение в студенты и т.п.
Каковы же приметы наступления подросткового кризиса? (по Е. Мурашевой)
Примета первая. Заметно меняется поведение ребенка. Тихоня может вдруг стать отчаянным шалуном, а «бой- девка» - затихнуть и проводить часы в непонятной задумчивости.
Примета вторая. Настроение становится неустойчивым и легко изменяется.
Примета третья. Меняется физический облик ребенка. Девочки «округляются» или наоборот вытягиваются, меняются пропорции туловища, у мальчиков ломается голос, начинается оволосение тела по мужскому типу. Главное - сам ребенок и все окружающие замечают эти изменения.
Примета четвертая. А заявлениях ребенка, обращённых к родителям, появляются новые темы и лозунги: «Я могу сам(а) решать, что (как? когда) …», «Вы меня никогда меня не понимали», «Ваше поколение безнадежно отстало, и вам не понять, что...», «Я сам буду решать свои проблемы» и т.д.
Так в чем же цели и задачи подросткового периода?
Самая главная цель и задача подросткового периода - приобретение личной автономии, необходимой для дальнейшего развития личности по взрослому типу. То есть иными словами, для развития умения брать на себя ответственность за всё последствия своих взглядов, слов и действий.
Как вести себя родителям в этот непростой период?
Екатерина Мурашова рекомендует:
1. Внимательно относиться к возрастному развитию своего чада, чтобы не пропустить первые признаки наступления подросткового возраста.
2. Относится серьезно ко всем декларациям подростка, какими бы глупыми и незрелыми они не казались
3. Как можно раньше давайте вашему подростку столько самостоятельности, сколько он может «съесть».
4. Обязательно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына или дочери. Например, звоните если где-то задерживаетесь. Рассказывайте о содержании вашего времяпрепровождения и т.п.
5. Постарайтесь обнаружить и исправить те ошибки в воспитании, которые вы допускали на предыдущих этапах.
В каких случаях следует проконсультироваться со специалистом?
1. Если вы озабочены тем, чтобы с наименьшими потерями пережить это нелегко для большинства семей время (для профилактики).
2. Если в подростковых «лозунгах» прозвучали мотивы: «лучше бы я умер», «покончу с собой», «не хочу жить»! Скорее всего вас пугают, но...
3. Имеет смысл обратиться к специалисту и в том случае, если подростковый кризис ведёт подростка к асоциальному поведению, опасному для него самого и окружающих его людей.
4. Впервые возникшие в это время странности ребенка, такие как идея преследования, другие необычные страхи. Здесь лучше перестраховаться.
5. Проконсультироваться со специалистом имеет смысл и в том случае, когда кризис у подростка серьезно нарушает гармонию внутрисемейных отношений.
Вот такой непростой период проживают родители и дети. Но если взрослые в гармонии с собой и в ладу друг с другом, если они слушают и слышат своих взрослеющих детей - все преодолимо!