] Библиотека для детей и юношества А.Лиханова
Изображение Библиотека для детей и юношества имени А. Лиханова
Как записаться
в библиотеку
Перечень услуг Электронный каталог Продление on-Line Виртуальная справка Периодические издания

Библиотекарь рекомендует

Подросткам и юношеству всегда интересно читать книги о школе, о сверстниках. Поколение пап и мам зачитывалось книгой А. С. Макаренко «Педагогическая поэма»

«Педагогическая поэма» сначала задумывалась как педагогический труд, где излагались бы принципы и методы воспитания нового человека. Скоро Макаренко понял, что такая книга будет понятна только специалистам, а он искал широкого читателя. Поэтому автор отказывается от формы мемуаров, а выбирает беллетристическую форму. Макаренко не сразу решился показать первые главы Горькому А.М. – соратнику и наставнику: «...Я не хотел,— вспоминал Макаренко,— превращаться в глазах Алексея Максимовича из порядочного педагога в неудачного писателя». Однако Горький одобрил рукопись, и к 1935 году книга была закончена.

В книге повествуется о становлении и развитии колонии им. Горького, в которой трудился автор.     Получив задание организовать колонию для малолетних правонарушителей, Макаренко  убежден был в одном: «Нужно нового человека по-новому делать». Это очень сложно, особенно когда в стране разруха, и, главное, никто не знает необходимой методики воспитания.

 В годы хаоса и раздробленности общества, в которых оказалась Россия после революции 1917 года, страну захлестнула волна беспризорников и сирот, бродяжничающих и промышляющих воровством. Советский педагог Антон Семенович Макарский решает испытать свою собственную систему по воспитанию сложных подростков. Для этого создается специальная колония для беспризорников, в которой дети обретут навыки, необходимые для жизни в обществе. Новых людей надо было воспитать из вчерашних преступников, беспризорников, и возвращение их к нормальной жизни было трудным, сопровождалось различными срывами и эксцессами:  это и воровство, и набеги на сельские погреба, драки. Это и вспышка антисемитизма, и мертвый ребенок, обнаруженный в спальне девочек. Автор изображает героев в разных ситуациях, но  в каждом эпизоде чувствуется его вера в ребят, желание им хорошей судьбы.    Кульминацией является сцена общего собрания колонистов, на котором решается вопрос о необходимости переезда в Куряж, где находилась еще одна колония для несовершеннолетних. «Три сотни совершенно отупевших, развращенных, обозленных» ребят - куряжан представляют угрозу для небольшого коллектива горьковцев. Рассказчик переживает, что же победит: коллектив или анархия?

В книге Макаренко речь идет о реальных событиях, о героях, списанных с натуры. Большинство героев книги имеют своих прототипов из реальной трудовой колонии им. А. М. Горького. Некоторым из них автор оставил подлинные имена (Калина Иванович Сердюк, Коваль), другим незначительно изменил, намекая на реальный прообраз (Антон Семенович Макарский). Поэтому-то в «Педагогической поэме» вместе с изображением роста коллектива перед нами развертываются судьбы отдельных, наиболее примечательных, его членов. Среди них — зачинатели колонии: Задоров, Бурун, Таранец; колонисты первых наборов: Карабанов, Братченко, Георгиевский, Ветковский, а затем Лапоть, братья Волковы, Олег Огнев. Автора интересуют поворотные моменты в формировании человека или такие ситуации, где он выявляет те или иные уже определившиеся качества своей натуры.   

«Педагогическая поэма»  Макаренко прошла самую беспристрастную, самую объективную проверку — проверку временем, ею зачитывалось не одно поколение молодых читателей советского периода истории нашей страны.  Пусть сегодня её партийность более чем неактуальна, современная молодежь о комсомоле знает лишь понаслышке, канул в лету культ коллектива, но Макаренко – мастер своего дела, увлеченный педагог-практик. Если убрать идеологию, смысл книги мало изменится, это по-прежнему будет Поэма, ода педагогам и их воспитанникам. Это ода человечности и нравственности, а эти ценности сегодня актуальны как никогда: «У человека должна быть единственная специальность - он должен быть большим человеком, настоящим человеком».

 

В 1955 году по книге был снят прекрасный фильм «Педагогическая поэма» (реж А. Маслюков, М. Маевская), но книга раскрывает тему намного интереснее и глубже.

Яндекс.Метрика