Отзывы
Отзыв Смирновой Александры Артёмовны,
учащейся 9 класса МБОУ СОШ № 40 г.Кирова на книгу А.А. Лиханова
«Девочка, которой всё равно»
«Все равно – это когда тоска.
Когда не знаешь, куда подеваться.
Когда помереть бы лучше.
Или когда тьма вокруг».
«Золотое детство» - общепринятая точка зрения. Заря жизни, счастье. Но осознаёт ли это счастье сам ребёнок? А что если миф о золотом детстве – выдумка взрослых, которые забыли о том времени, когда сами были детьми? «Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих – и это во всех областях». (В. Шефнер).
В действительности детство – пора очень напряжённой учёбы («научения»), пора освоения и усвоения бытия, время перехода от созерцательного восприятия мира к созидательному. В детстве жить и интересно, и трудно. Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. Всё время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. Радость постижения чего-то всё время сменяется новыми поисками и новыми ошибками.
«Маленькая повесть» Альберта Лиханова разрушает миф о счастливом детстве, заставляет задуматься о тех, для кого эта пора становится борьбой за выживание, за своё место под солнцем. Действие повести происходит в детском доме. Мир детского дома – особый мир. В нём каждый сам за себя. Живут за казённый счёт, ходят строем, всё поровну, но нет ничего личного, «а для души ничего нет», каждый готов обидеть, а пожалеть некому, все дни недели похожи один на другой и нет выходного дня, и никогда не купят мороженое и не прокатят на карусели в парке. Всё по команде и по звонку. И всем всё равно. Многие работники детских домов безразличны к судьбам детей. Их задача проследить, чтобы они поели, сходили в школу, снова поели, поспали и так далее. Но о том, чем они живут, о чём тревожатся, они даже не задумываются.
И человек в этом мире «обозлённый на весь мир за свою неудавшуюся судьбу – неудавшуюся не по его, личной, вине, скажем, бестолковости, лени, нежеланию учиться, стремиться, понимать, а просто потому что так, независимо от его воли, распорядился злой рок».
Девочка Настя-Анастасия живет в детдоме. Учится в 3 классе, и у нее нет друзей. Воспитатели считают ее трудным ребенком: «Заторможена… Ничему не удивляется. Не радуется и не горюет. Девочка, которой всё равно». Но она просто никому не верит и ни с кем не хочет общаться.
Пришедшая в детдом студентка Ольга Олеговна, Олона, поражена была прежде всего тем, что у Насти нет никакого желания радоваться, «никакого хотения изменить свою жизнь».
Девушка нашла подход к Насте, хотя далось это ей нелегко. Душа девочки таяла постепенно. Однажды девочка по глупости сдала в ломбард старую серебряную ложку. Ольга не ругалась, а плакала от жалости. Когда девушки пошли в ломбард, им отказались вернуть дорогую вещь. Насте стало плохо, и она упала на пол в припадке эпилепсии. Ольга не растерялась и приняла все меры, вызвала «скорую» и даже поцеловала, впервые после «мамки». И Настя доверилась девушке, рассказала свою историю: и про любовников матери, и про изнасилование, и про «падучую». Когда девочка была уже в больнице, студентка купила ей хорошую одежду. После этого она очень долго думала. Ольга Олеговна даже говорила с матерью о том, чтобы взять девочку к себе. Но, рассудив здраво, решила устроиться на работу в Настин детский дом. И впервые она услышала от Насти, что ей это не всё равно.
На этом заканчивается повесть.
Сюжет её трогает до слез. Книга заставляет задуматься о судьбах таких детей. Конечно, многие люди усыновляют или удочеряют сирот. Это, с одной стороны, радует, ведь тогда о детях хоть кто-то заботится. Но, с другой стороны, дети могут «не принять» новую семью из-за своего прошлого. Таким людям, я думаю, стоит для начала пообщаться с ребенком, но не давить на него, спрашивая о том, как ребенку живется в детдоме и о его прошлом.
Такие дети не готовы принимать в свою компанию ребят из благополучных семей и стараются с ними не общаться. Вот и школа героини разделена была на части: территория детдомовских и территория благополучных.
Наверное, правильно поступила студентка Ольга Олеговна, не взяв Настю в свою семью. Во-первых, она еще училась и сама не знала, как сложится ее дальнейшая жизнь. А во-вторых, ей предстояло еще несколько встреч с такими детьми, для того чтобы написать дипломную работу. И, возможно, со всеми этими детьми она бы сблизилась. Но ведь всех к себе не заберешь! Сколько нужно силы, чтобы поладить, да и огромное терпение, и финансовое благополучие, а она еще студентка. Но она нашла верный выход в том, что устроилась на работу в Настин детский дом. Так она стала другом девочке и может действительно помочь ей.
А Настя… Настя, конечно, тоже рада такому событию. Теперь у девочки появился надёжный друг, с которым можно поделиться всем и который всегда будет рядом. И всё у нее будет хорошо. Жаль, правда, что не у всех детей без семьи появляются такие друзья…
Печаль в душе. И снова все равно.
Она одна. Не нужен ей никто…
Не верит никому она на этом свете.
И нет доверия в ее пустом ответе.
«Мне все равно!» - все время повторяет.
В чужом детдоме ей счастья не хватает.
Она болеет, и, думая о прошлом,
Упала снова… С ней люди осторожны.
Ей стала другом милая студентка,
Внимательна, красива и добра.
Нашла подход к несчастному ребенку.
И Настя в жизни стала не одна.
|