Изображение Библиотека для детей и юношества имени А. Лиханова


610002 г.Киров
ул.Орловская, 17а
тел. 32-19-99
Режим работы:
9.00-18.00
Перерыв: 13.00-14.00
Суббота:
9.00-17.00
Воскресенье:
Выходной день
Последний день месяца - санитарный
e-mail:
biblioteka2004@yandex.ru

группа вКонтакте


РАЗДЕЛЫ:

 
Как записаться
в библиотеку
Перечень услуг Электронный каталог Продление On-line Периодические издания

Произведения А.А. Лиханова

Отзывы

Отзыв Смирновой Александры Артёмовны,
учащейся 9 класса МБОУ СОШ № 40 г.Кирова
на книгу А.А. Лиханова
«Девочка, которой всё равно»


«Все равно – это когда тоска.
Когда не знаешь, куда подеваться.
Когда помереть бы лучше.
Или когда тьма вокруг».
«Золотое детство» - общепринятая точка зрения. Заря жизни, счастье. Но осознаёт ли это счастье сам ребёнок? А что если миф о золотом детстве – выдумка взрослых, которые забыли о том времени, когда сами были детьми? «Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих – и это во всех областях». (В. Шефнер).
В действительности детство – пора очень напряжённой учёбы («научения»), пора освоения и усвоения бытия, время перехода от созерцательного восприятия мира к созидательному. В детстве жить и интересно, и трудно. Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. Всё время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. Радость постижения чего-то всё время сменяется новыми поисками и новыми ошибками. «Маленькая повесть» Альберта Лиханова разрушает миф о счастливом детстве, заставляет задуматься о тех, для кого эта пора становится борьбой за выживание, за своё место под солнцем. Действие повести происходит в детском доме. Мир детского дома – особый мир. В нём каждый сам за себя. Живут за казённый счёт, ходят строем, всё поровну, но нет ничего личного, «а для души ничего нет», каждый готов обидеть, а пожалеть некому, все дни недели похожи один на другой и нет выходного дня, и никогда не купят мороженое и не прокатят на карусели в парке. Всё по команде и по звонку. И всем всё равно. Многие работники детских домов безразличны к судьбам детей. Их задача проследить, чтобы они поели, сходили в школу, снова поели, поспали и так далее. Но о том, чем они живут, о чём тревожатся, они даже не задумываются. И человек в этом мире «обозлённый на весь мир за свою неудавшуюся судьбу – неудавшуюся не по его, личной, вине, скажем, бестолковости, лени, нежеланию учиться, стремиться, понимать, а просто потому что так, независимо от его воли, распорядился злой рок».
Девочка Настя-Анастасия живет в детдоме. Учится в 3 классе, и у нее нет друзей. Воспитатели считают ее трудным ребенком: «Заторможена… Ничему не удивляется. Не радуется и не горюет. Девочка, которой всё равно». Но она просто никому не верит и ни с кем не хочет общаться.
Пришедшая в детдом студентка Ольга Олеговна, Олона, поражена была прежде всего тем, что у Насти нет никакого желания радоваться, «никакого хотения изменить свою жизнь».
Девушка нашла подход к Насте, хотя далось это ей нелегко. Душа девочки таяла постепенно. Однажды девочка по глупости сдала в ломбард старую серебряную ложку. Ольга не ругалась, а плакала от жалости. Когда девушки пошли в ломбард, им отказались вернуть дорогую вещь. Насте стало плохо, и она упала на пол в припадке эпилепсии. Ольга не растерялась и приняла все меры, вызвала «скорую» и даже поцеловала, впервые после «мамки». И Настя доверилась девушке, рассказала свою историю: и про любовников матери, и про изнасилование, и про «падучую». Когда девочка была уже в больнице, студентка купила ей хорошую одежду. После этого она очень долго думала. Ольга Олеговна даже говорила с матерью о том, чтобы взять девочку к себе. Но, рассудив здраво, решила устроиться на работу в Настин детский дом. И впервые она услышала от Насти, что ей это не всё равно. На этом заканчивается повесть.
Сюжет её трогает до слез. Книга заставляет задуматься о судьбах таких детей. Конечно, многие люди усыновляют или удочеряют сирот. Это, с одной стороны, радует, ведь тогда о детях хоть кто-то заботится. Но, с другой стороны, дети могут «не принять» новую семью из-за своего прошлого. Таким людям, я думаю, стоит для начала пообщаться с ребенком, но не давить на него, спрашивая о том, как ребенку живется в детдоме и о его прошлом.
Такие дети не готовы принимать в свою компанию ребят из благополучных семей и стараются с ними не общаться. Вот и школа героини разделена была на части: территория детдомовских и территория благополучных.
Наверное, правильно поступила студентка Ольга Олеговна, не взяв Настю в свою семью. Во-первых, она еще училась и сама не знала, как сложится ее дальнейшая жизнь. А во-вторых, ей предстояло еще несколько встреч с такими детьми, для того чтобы написать дипломную работу. И, возможно, со всеми этими детьми она бы сблизилась. Но ведь всех к себе не заберешь! Сколько нужно силы, чтобы поладить, да и огромное терпение, и финансовое благополучие, а она еще студентка. Но она нашла верный выход в том, что устроилась на работу в Настин детский дом. Так она стала другом девочке и может действительно помочь ей. А Настя… Настя, конечно, тоже рада такому событию. Теперь у девочки появился надёжный друг, с которым можно поделиться всем и который всегда будет рядом. И всё у нее будет хорошо. Жаль, правда, что не у всех детей без семьи появляются такие друзья…

Печаль в душе. И снова все равно.
Она одна. Не нужен ей никто…
Не верит никому она на этом свете.
И нет доверия в ее пустом ответе.
«Мне все равно!» - все время повторяет.
В чужом детдоме ей счастья не хватает.
Она болеет, и, думая о прошлом,
Упала снова… С ней люди осторожны.
Ей стала другом милая студентка,
Внимательна, красива и добра.
Нашла подход к несчастному ребенку.
И Настя в жизни стала не одна.


НОВИНКИ

Изображение

А.А. Лиханов

Крёсна

Лирическая повесть известного писателя рассказывает о детстве ребятишек, которые пошли в школу в трудное и скудное военное время. Наряду с другими повестями писателя это произведение входит в роман в повестях «Русские мальчики».


Изображение

А.А. Лиханов

Последние холода

Повесть известного писателя рассказывает о трудном военном детстве. Уже заканчивается война, но многие ребятишки голодают, страдают, несут потери, совершенно невосполнимые, как на войне. Однако им удается и в этих страданиях сохранить достоинство, благородство, честь. Книга, как будто посвященная прошлому, обращена в наше настоящее. Наряду с другими повестями писателя это произведение входит в роман в повестях «Русские мальчики».


Изображение

А.А. Лиханов

Никто
Одно из самых драматичных произведений А. Лиханова. Современная "рыночная действительность" переламывает судьбу паренька из детдома, которого бандиты именуют прозвищем Никто.

Изображение

А.А. Лиханов

Мужская школа
В романе описывается становление характеров мальчишек после окончания войны, формирование их личности.

Изображение

А.А. Лиханов

Письма в защиту детства
В книгу, изданную к 20-летию Детского фонда, вошли не публиковавшиеся прежде письма к властям, а также статьи, интервью и выступления создателя Фонда, писателя Альберта Анатольевича Лиханова, посвященные ФОнду и защите детства.
Яндекс.Метрика