Изображение Библиотека для детей и юношества имени А. Лиханова


610002 г.Киров
ул.Орловская, 17а
тел. 32-19-99
Режим работы:
9.00-18.00
Перерыв: 13.00-14.00
Суббота:
9.00-17.00
Воскресенье:
Выходной день
Последний день месяца - санитарный
e-mail:
biblioteka2004@yandex.ru

группа вКонтакте


РАЗДЕЛЫ:

 
Как записаться
в библиотеку
Перечень услуг Электронный каталог Продление On-line Периодические издания

Произведения А.А. Лиханова

Отзыв Шерстневой Анастасии Сергеевны,
ученицы 9 класса МОУ СОШ с УИОП № 1 г.Советска

Отзыв на повесть А.Лиханова «Слётки»

«Каждый взрослеет за чьей-то спиной»

Имя писателя-земляка Альберта Анатольевича Лиханова известно мне давно. Еще в пятом классе Елена Николаевна, наша учительница литературы, принесла на урок сборник «Чистые камушки» и прочитала вслух рассказ «Крутые горы», а потом увлеченно рассказывала об авторе. Постепенно в наш круг чтения вошли «Кресна», «Солнечное затмение», «Мой генерал», «Сломанная кукла», «Никто»… Эти книги открыли для себя и наши родители. Мы посмотрели «Уроки нравственности» об упорстве Ирины Родниной, искренности Сергея Безрукова, пытливости Жореса Алферова, о милосердности, сострадании, терпимости и совестливости как чертах национального русского характера… И Альберт Лиханов открылся нам как писатель общественный деятель, а главное – неравнодушный человек: он говорит о проблемах современного детства простым и ясным языком, он помогает разрешить конфликты «отцов и детей», позволяет взглянуть на себя и своих близких со стороны, и понять, что «каждый взрослеет за чьей-то спиной».
После экзаменов в девятом классе Елена Николаевна предложила мне прочитать роман А. Лиханова «Слетки». Я держу в руках небольшую книжку в красном переплете и по-детски рассматриваю обложку. В центре – два брата в одинаковых тельняшках: младший, беззаботный и озорной, доверчиво обхватил старшего за шею, тот, сдержанный, не по годам серьезный, придерживает сильной рукой малыша… Словно оберег, за спинами мальчишек – изображения святых Бориса и Глеба, а между строгими ликами святых, прямо над головами ребят, – огромная красная мишень… А ниже белыми буквами на ярко-красном фоне – имя автора и необычное название романа «Слетки». Это слово я встречала только раз, когда читала роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Там словом «слетки» драгунский капитан называет петербургских выскочек, зазнаек, произносит это слово в адрес Печорина как оскорбительное, злое, ироничное. В названии романа А. Лиханова слово «слетки» ближе к изначальному значению – «слёток, слёточек и слётыш – молодая птица, уже слетевшая из гнезда».… Ведь роман о взрослении мальчиков, становлении личностей, обретении свободы и своего места в жизни, за порогом родного дома, гнезда, где тебя всегда любят и ждут…
Главные герои - два брата Борис и Глеб, разница в возрасте у которых 9 лет. Они растут без отца, воспитывают мальчиков мать и бабушка. С какой любовью автор говорит о месте матери в жизни человека: «Первые взрослые руки, которые помнит всякий человечек, - руки матери, если они есть. Первые глаза, которые устремлены на него, - ее глаза, рассматривающие любовно, с великой осторожностью, боящегося нанести ущерб, - хотя какой ущерб дитяти от любящего материнского взгляда? Но так уж устроена природа, Божий мир и благодать земная - ведь дитя-то выношено матерью! В утробе ее, самой чистой надземной печи взошло это тесто, и выпекся колобок человеческий, хлебушек, кормящий собою неиссякаемое, пока что, человечество…» Но для каждого мальчишки важно, чтоб рядом был настоящий мужчина, надежный, немногословный, сильный. К нему тянется мальчишечье сердце, ему подражает. Вот почему маленький Глеб помнит не матушкин облик, а Братца своего Бориски. Девятилетнего Бориса автор уважительно называет «свободный человек мужеского роду», он не идеализирует своего героя: «уж много чего познал - и хорошего, и дурного, много чему поупражнялся и немало набил ссадин да синяков, как свойства внешнего, так и внутреннего». Боря Горев уже успел наполучать в школе колов и двоек, перекрытых, впрочем, трояками, а то аж и четвериками, выпил полную бутылку пива, так шустро рекомендуемого народу в мерцающем окне бесстыжего "ящика", тайком потягивал сигаретки, умел драться… Но это обычные мальчишка, каких много рядом с нами, осваивающий мир самостоятельно, пытливо, учась на своих ошибках и делая собственные выводы.
Действие происходит в маленькой деревне Горево, которая постепенно поглощается соседним городом Краснополянском. Как и в нашем городке, здесь происходят конфликты между подростками: в тенистом парке десятилетний Борис сталкивается с тринадцатилетними подростками из школы. Не столько оскорбление «нянька!», сколько беспокойство за Глебку будит в Боре дикое бесстрашие, когда он один разгоняет толпу «слабых поодиночке, злых, сбившихся в стаю, опасных, как свора бездомных собак» ребят. Как узнаваемы конфликты подростков, когда горевские дерутся с городскими, отстаивая свои мальчишечьи права. Может быть, Борис и Глеб повторили судьбу своих друзей: училище, армия, завод… Но в их жизни появился майор Михаил Гордеевич Хаджанов – десантник гвардейской краснознаменной прославленной Псковской дивизии. Что подкупает мальчишек в этом человеке? Мужественная внешность – «невысокий мужчина, вполне еще молодой, черноволосый, чернобровый, с черными, щеточкой, усами. А главное, он был в камуфляжной форме - настоящий боец». Белозубая открытая улыбка, что сразу располагала, и каждое слово, вылетавшее из этих уст, казалось, тотчас склоняло к согласию. Настоящее мужское общение от обращения «господа юнкера!» до серьезного, крепкого мужского рукопожатия. И безотцовщины Борис и Глеб не могли не восхититься и не принять эту протянутую сильную, мужскую руку. Рядом с майором Хаджановым Борис взрослеет, всерьез увлекается стрельбой, становится кандидатом в мастера спорта, заканчивает школу и поступает в десантное училище. Глебка тоже стеляет, но с меньшим азартом, идет в школу, растет. И с отъездом старшего брата чувствует полную опустошенность – такими близкими они были, и так сильна была братская любовь. «Отъезд Бориса переменил Глебку до самого основания. Он притих, стал неразговорчив. Даже в школе вел себя странно - не дурил на переменах, не толкался, не бегал сломя голову, не кричал глупые детские слова, как остальные. Он избегал споров, хотя все слышал, имел свое мнение, правое или не правое - другой вопрос, но держал его при себе, никому не высказывал, никого не поддерживал. И для Глебки это - обрыв… Брат ушел, удалился, он уже ходит, дышит, говорит там, в невидимом отсюда городе, где находится это десантное училище - его новая жизнь и судьба».
Что ждет Бориса за порогом дома? Слава меткого стрелка Тиля Уленшпигеля, который в яблоко, поставленное на голову человека, попадал без всяких сомнений или суровые испытания?
С этого момента все меняется. Борис, приезжая, много времени проводит с Мариной, которую Глеб и вся семья Горевых недолюбливает и не понимает их любви. Стрельбой заниматься Глеб прекращает, отрекаясь тем самым от выбора «идти по стопам брата». Глебка больше тянется к литературе, много читает, поглощая книги сначала из детской, а потом и из взрослой библиотеки.
Переломный момент для Глеба - известие о гибели Бориса. Мама, бабушка и брат плакали втроем, навзрыд, не стесняясь друг друга — чего было стесняться-то? Тяжко выбирались из омута горя. Ведь чтобы «выплыть наверх, вновь глотнуть воздуха жизни — для этого следовало грести, выбираться, что-то такое делать, чтобы одолеть беду. Но она никак не одолевалась». Глеб сторонится всего, что его окружает, замыкается – но, может быть, именно это дает ему новую силу, заставляет думать, опять же читать, много размышлять, а оттого – взрослеть. «Куда уходят настоящие мальчишки?» Как они взрослеют? Улица. Школа. Родители. Интернет. Телевизор. Глеба Горева «в минуту жизни трудную» спасают якоря: «Первый — это, конечно, компьютер, интернет, вездесущая "мышь". Второй интерес — книжки. И это было благом для подросшего Глебки, потому что остальные-то миллионы, на диванах домашних, на стульях и прочих присестах беспривязно воспитывались одиноким чудищем, которое глазом своим квадратным не только вглядывалось, сколько само себя разглядывать принуждало, предъявляя всякую чушь. И хоть цвет глаза этого считается голубым, на самом-то деле он мрачный, и хоть слово это вовсе не цвет обозначает, а состояние души, — именно этим состоянием и обесцвечивало чудище всех, кто в него вглядывался, уравнивая при этом между собой подряд тех, кто не имеет иммунной прививки — и способных, и умственно больных, и удаленьких, и неподвижных душою — всяких-всяких, почти всех». Может, благодаря чтению Глеб и не сбился с пути, не озлобился… Вспомним одного из любимых лихановских героев, Кольку из «Мужской школы», который много лет назад пришел к мысли, что книга помогает жить, справляться с бедами, с трудностями, с врагами: «И я знал еще одно: мои враги не владеют этой тайной. Они, конечно, читают, но так, по обязаловке, и нет у них такого мира, куда убегаю я. Они чувствуют себя победителями в классе и на улице, но эта победительность такая маленькая и жалкая в сравнении с тем, как живут и верят, как любят, страдают и умирают люди в книгах». Враги и друзья Глебки, да и многие наши сверстники, воспитываются мрачным экраном телевизора, обесцвечиваются и становятся неподвижны душою, а читающий Глеб взрослеет, размышляет о жизни и становится сильной самодостаточной личностью: «Глебка, конечно, телик глядел, как и мама с бабушкой, как и все. Но иногда отключался, думал, что от усталости, на самом деле — спасаясь. Уходил на улицу, если тепло, листал книги, а потом и газеты, не брезгуя старыми, и, точно петух, искал в навозной куче жемчужное зерно. И находил. Чтение лучше всего выводило из организма отраву беспрерывного зрелища, оставляло один на один с собой и с тем, что читаешь, вопросы придумывало — ищи, мол, ответы. И как-то незаметно выходило, что Глебка от других чем-то отличался. Не сгорел, может быть, до конца под телевизионными лучами, не обкатывался, как все, похожий на других пустоголовый голыш, а малость, пусть на самую чуточку, себя сохранял».
Поэтому к тому времени, как вернется Борис, оказавшись живым, - совсем изменившимся, и Глеб уже совсем другим станет. Много тайн скрывает «воскресший» Борис. Говорит только, что был в плену и бежал. Но становится ясным: то, что произошло за время отсутствия, увело его по тропе, которую сложно назвать хорошей и доброй. Глеб это чувствует. Борис многое не договаривает брату, но, тем не менее, хочет уберечь его от чего-то.
Борис опять исчезает. На этот раз вместе с Мариной, своей девушкой. Как позже выясняется – за границу. А для Глеба приходит время решать, кем становиться в жизни. Когда-то братья рассуждали о жизни русских и южан, и Борис удивил Глеба уважительным рассказом о крепости семейных отношений «югов»: «Знаешь, как они друг о друге заботятся! Какой-нибудь троюродный внук о пятиюродном дедушке? И виделись-то раз в жизни, а почитают друг друга как близкие родичи. Если что случится, бегут и едут, лекарства везут, барана, деньги отдают! А как старших уважают! Мы уже этак-то разучились. Да и умели ли когда, сомневаюсь! Женщинам у них — это да — тяжело. Все заботы, все хозяйство на них. Но не ропщут. Помалкивают и работают без передыху, без жалоб и обид! Наших сторонятся, это да. Мы их считаем дикарями — может быть! Но у дикарей есть свои хорошие правила. Ну, а в нашем-то городе, погляди, как они дружно держатся!» Финал книги открытый. Неожиданный звонок Бориса и появление на пороге горевского дома Марины с ребенком на руках. Именно в этот момент Глеб понимает свое предназначение в жизни: «И вдруг до смешного ясной предстала ему его собственная грядущая жизнь. Он просто станет защищать таких вот детей. Вот этого малыша, например, которого принял на руки, — есть ли такая профессия? Ведь должен же кто-то надежный и верный спасать и сохранять слабых и малых! Не ловить, а защищать!»
Книга «Слетки» - гимн любви и заботе. Гимн уважению. Не только к старшим, но и к равным себе и даже младшим. Тем более младшим. Гимн упорству и целеустремленности. Читая роман, мы вместе с автором рассуждаем не только о времени и о себе, рассуждаем о проблеме выбора жизненного пути, о религии, об интернете и телевидении, о дружбе, о любви о крепости семейных отношений.
Мне кажется, идея романа «Слетки» продолжает идею романа «Никто» - «не покидайте матери детей!» И отцы не покидайте! Защитник детства Альберт Лиханов стучится и в наши сердца и души: «Эй, жадные вороны, кошки и собаки, глупые мальчишки и пьяная нечисть! Брысь! Отойдите от птенцов. Они взлетят сами, поднимутся на крыло, только надо подождать немного. Набраться терпения. Не полениться — охранить их и уберечь, они же беззащитны, точно малые дети. А вы, малые дети, не бойтесь! Ведь каждый из вас взрослеет за чьей-то спиной».
- А за чьей спиной повзрослел я? – спросит себя читатель.
- А кто и как взрослеет за моей спиной?

 

 


НОВИНКИ

Изображение

А.А. Лиханов

Крёсна

Лирическая повесть известного писателя рассказывает о детстве ребятишек, которые пошли в школу в трудное и скудное военное время. Наряду с другими повестями писателя это произведение входит в роман в повестях «Русские мальчики».


Изображение

А.А. Лиханов

Последние холода

Повесть известного писателя рассказывает о трудном военном детстве. Уже заканчивается война, но многие ребятишки голодают, страдают, несут потери, совершенно невосполнимые, как на войне. Однако им удается и в этих страданиях сохранить достоинство, благородство, честь. Книга, как будто посвященная прошлому, обращена в наше настоящее. Наряду с другими повестями писателя это произведение входит в роман в повестях «Русские мальчики».


Изображение

А.А. Лиханов

Никто
Одно из самых драматичных произведений А. Лиханова. Современная "рыночная действительность" переламывает судьбу паренька из детдома, которого бандиты именуют прозвищем Никто.

Изображение

А.А. Лиханов

Мужская школа
В романе описывается становление характеров мальчишек после окончания войны, формирование их личности.

Изображение

А.А. Лиханов

Письма в защиту детства
В книгу, изданную к 20-летию Детского фонда, вошли не публиковавшиеся прежде письма к властям, а также статьи, интервью и выступления создателя Фонда, писателя Альберта Анатольевича Лиханова, посвященные ФОнду и защите детства.
Яндекс.Метрика