Изображение Библиотека для детей и юношества имени А. Лиханова


610002 г.Киров
ул.Орловская, 17а
тел. 32-19-99
Режим работы:
9.00-18.00
Перерыв: 13.00-14.00
Суббота:
9.00-17.00
Воскресенье:
Выходной день
Последний день месяца - санитарный
e-mail:
biblioteka2004@yandex.ru

группа вКонтакте


 
Как записаться
в библиотеку
Перечень услуг Электронный каталог Продление On-line Периодические издания

Произведения А.А. Лиханова

Отзыв Поповой Екатерины Олеговны,
учащейся 11 класса МОУ СОШ №40 города Кирова

Отзыв на повесть А.Лиханова «Никто»

« Не покидайте, матери, детей!..»

«Прежде, чем посеять зерно, разглядите его внимательно – злак это или сорняк. Ведь бросаете его не в землю – в душу людскую. А ваш сын или ваша дочь не только ваше собственное продолжение. Они часть сути нашей людской, часть мира, в котором мы живём. А мир должен быть лучше и лучше.
Так что, отвечая за сев, отвечаем мы перед миром».
Альберт Лиханов
« Плакать от боли собственной нетрудно. Труднее плакать от боли чужой.»
Альберт Лиханов


Чудесная пора детства. У каждого человека она неповторима и каждый порой мечтает вернуться туда, куда пути назад нет. Но нельзя забывать о тех, у кого детство было отнято… трагическими ли обстоятельствами, чьей – то ошибкой, какая разница. Отнято то, что по праву рождения быть должно. А иначе как? Как расти человеку? Кто объяснит ему, что такое любовь, кто подарит ему ласку и нежные слова? Никто, нигде, никогда? Люди! Опомнитесь, чем виноваты дети – сироты? За что им такое? Эту великую несправедливость нужно как – то исправить. Вот о чём заставляют задуматься произведения писателя, нашего земляка и современника Альберта Лиханова.
Альберт Лиханов является председателем международного детского фонда, академиком российской академии образования, лауреатом премии президента России в области образования.
Он стал одним из организаторов первого в нашей стране двадцать четвёртого массового телевизионного марафона, без преувеличения можно сказать, потрясшего всю страну, открывшего в каждом из тысячи зрителей чувства, о которых они сами не подозревали! Взрослые и дети открыли для себя боль, сострадание, желание помочь самым дорогим и беззащитным в каждом обществе - детям-сиротам!.. "Лабиринт","Обман","Крутые горы","Паводок","Солнечное затмение","Голгофа","Чистые камушки","Мой генерал","Музыка","Деревянные кони","Сломанная кукла","Никто","Благие намерения" - для меня это не просто названия книг, это замечательные творения Альберта Лиханова. Пусть этим произведениям уже десятки лет, они до сих пор способны заставить "заплакать" самое чёрствое сердце. Мне очень близко творчество Лиханова ещё и потому, что события, сюжеты многих повестей и рассказов связаны с нашим Вятским краем. От этого становится ещё больней.
2008 год объявлен годом семьи. Поэтому именно сейчас актуально говорить о проблемах, касающихся наших семей. Таких проблем очень много. Но особенно больно говорить о них, если они связанны с детьми, которые совсем одни, беззащитны, никому не нужны.
Как говорит сам А.Лиханов, он пишет о "потерянном детстве", о "маленьких взрослых", т.е. о детях, которые с детства не знали, что такое семья, любовь, ласка, забота. Они в интернате, и воспитала их жизнь, в которой они потом терялись и не находили своей дороги в "светлое будущее". Ярким примером такой несправедливости для меня стала повесть Лиханова "Никто".
Судьба Коли Топорова заставила задуматься о своей жизни, о своей судьбе, и я невольно задала себе вопрос: "Неужели я думала, что живу плохо?" Прочитав эту книгу, поняла, что даже права не имела так думать!!!
Топорик - обыкновенный интернатовец, один из "отказников".Но в отличие от многих других ребят из интерната, он не знал о себе ничего, к нему даже не приходила какая-нибудь "мамашка", "поношенная кукла". "Когда он был маленьким, ждал, что придут. Но он не один такой, таких хватало... Им ничего не говорили, а они не спрашивали... Топоров был одним из них."
Он вырос, не имея в себе никаких чувств, потому что некому было их ему дать: "Он не знал, например, что такое нежность. Просто потому, что ничто и никогда не пробуждало в нём такого чувства, оно не требовалось в его жизни. Что-то щемящее толкнулось, правда, однажды ему меж рёбер, когда на заднем дворе в дощатой клетке крольчиха родила крольчат и дворник Никодим дал ему в руки пушистый комочек. ... Не было в нём и любви. Ведь любовь сама по себе не возникает, вроде бы не летает в пространстве, будто чайка. Может быть, она похожа на эхо, ведь её смысл - обязательно в ком-нибудь откликаться. Сильное сердце рождает любовь, она исходит невидимыми волнами, её ударяет в другое сердце и, если вызывает ответ, возвращается назад - и так они обмениваются незримыи волнами, неслышимыми словами, предназначенными только для двоих. И любовь жива, пока сердца способны излучать адресованные друг другу сигналы." Он, как и все, привык жить по командам: "Команда - подъём, команда - на завтрак, команда - на занятия,.." Вообще вся жизнь в интернате протекала по своим "негласным законам". Дети чувствовали своё отличие от "обыкновенных" и, Собираясь в стаи, могли позволить себе попросить закурить, выпить и прочие мелкие шалости, за которые обычно родители оттаскали бы своё чадо за уши. А их было триста человек, и директор Георгий Иванович уследить за ними не мог, всё сходило им с рук, их проступки оставались безнаказанными. "Они же государственные!.."
Коля не воспринимал никого из персонала интерната как людей: "Живые, но вещи!"
Несмотря на то, что здесь Топорик был незримым лидером, он многого не знал и не понимал, и жизнь преподносила ему много уроков, один из которых он усвоил, когда узнал о воровстве поварихи-тёти Даши: "Судят ведь только сами ничего не совершавшие, безгрешные, а потому отвратные. То, кто согрешил хоть в малом, не торопится стать судьёй. ... все грешны, безгрешных не бывает."
Так и тянулись бы размеренно дни до конца 11-ого класса. Кольча жил бы, набирался бы потихоньку опыта, но он выбрал ПТУ. И после выпускного,по окончании 8-ого класса, его дальнейшую судьбу в корне изменила роковая случайность. Коля встретил Валентайна. Своего будущего шефа и наставника. Валентин, который тоже оказался детдомовцем, приласкал Топорика, дал ему новую жизнь, но взамен приобщил его к своему делу, грязному, криминальному, хоть и пытался его "не запачкать". "Нас иногда волками зовут... Ну, что ж, волки ведь полезные твари... Санитары леса...Чистят от больных и слабых. Вот и мы..." Валентайн хотел вырастить себе замену, а в Топорике ему нравились качества, воспитанные жестокими законами интерната: молчаливость, сдержанность, отсутствие жадности и излишнего любопытства, преданность своему делу и хозяину. Став правой рукой Валентина, Коля начал познавать другую сторону жизни, не известную ему до сих пор, и горячо любить своего наставника, называя его в душе хозяином и братом. "Пусть он будет его хозяином. Ведь разве плохо, когда у собаки - безродной, бездомной - появляется хозяин? Такая псина, такой щенок трижды крепче любит человека, поднявшего из грязной лужи, отогревшего, давшего миску с тёплым молоком и имя".
Два детдомовца взаимодополняли друг друга, несмотря на разницу в возрасте. На обеде, где собиралась вся их шайка, они вместе пели песни, пусть неумело, не чисто, зато отражая в них всю боль, всё своё одиночество, ненужность. Однажды "брат" открыл Топорику весь смысл его жизни, случайно соединив первые буквы имени: Николай Топоров – Ник - То - Никто. Эта невинная шутка заставила Колю вновь осознать свою обособленность от других, свою "государственность".
Вместе с Валентайном Кольча не только увидел всю грязь и жестокость криминального мира, благодаря своему наставнику он попытался найти мать, ездил в Дом Ребёнка: "Кольча вспомнил те полешки в Доме Ребёнка. Каждый из людей поначалу вот такой полешек. И сколько их, брошенных? Но если взять - и не бросить? Это значит, спасти человека. Так должно быть, но вот не стало. Ни у тех полешков, ни у него." И именно там Коля наконец признался себе в том, что ему нужна мама, пусть "пропащая", "поношенная кукла", но была бы!.." Мать! Где ты? Кто ты? Почему?... Те, кто страдал, не спят, бывает, по ночам. Особенно если им 15 лет и не знают они - узнать не могут! - как дальше жить и куда дальше деваться."
Страшным потрясением для Топорика стала смерть его товарища по интернату - Гошмана. Самое страшное, что государство даже пожалело денег на похороны сироты. К сожалению, это и есть горькая правда жизни. "Вот умер добрый Гошман. И - всё. Его как будто не было. Так и он, Топорик, а точнее говоря - Никто." Жизнь била Топорика по самым больным местам, но он не ломался, и даже власть денег не смогла поглотить 15-летнего мальчишку:"... и всё-таки было не по себе от пачек денег, будто что-то грязное лежало под кроватью, не зря он никогда не ложился на неё, а спал на диване."
Появилось в его судьбе и чувство, затмившее на время грязь и алчность, царившие вокруг, зависть и жадность подельников Валентайна. "И тут на него свалилась любовь. Она всегда сваливается, случается враз, вдруг, чаще всего без всякой подготовки и уж, конечно же, без уведомления: будьте, мол, добры приготовиться к сюрпризу и умойтесь с мылом." Но даже со своей возлюбленной Женей он не мог быть честным - у него нет детства, на нём клеймо - он детдомовец, не обыкновенный подросток, а бандит, гангстер - разрыв с Женей неизбежен. " А волчара - иного рода тварь. И он, Кольча, уже стал покрываться волчьей шерстью - вон, хоть бы разговор с погорельцами, это разве не признак? И Женя не для него, и никогда не будет у него своих детей, никогда не завьётся его новая ниточка, не начнёт он того, что отказалась сделать неведомая ему мать - протянуть эту ниточку от себя к нему."
И вот последнее испытание в его жизни. "Брат", наставник, хозяин жестоко убит своими же "волками", но Кольча продолжает бороться за жизнь, оставаясь преданным Валентайну: "Дело в том, что Топорик не ломался, слишком закалила его предшествующая жизнь. Из огня да в полымя! Гнуться - гнулся, а чтобы сломаться - не выходило, вот и сейчас сгибался этот паренёк, тонкий закалённый прут, а не ломался. Последняя фраза, известие, что Валентайн - сирота, поставила точку. Ведь он знал это. Валентин сам сказал. А от амбалов скрывался, боялся даже он, что сиротство - как клеймо. ... И если только согнулся сам Кольча, треснула, сломалась его жизнь." Печально, но чтобы выжить самому, Топорику пришлось убить двоих, погубить две жизни. Но смысл его существования уже пропал. "Он не знал, что теперь делать. Куда ехать? Где прятаться? Зачем жить?" Он - обладатель огромной суммы денег, но они ему не нужны, он не знает, что с ними делать. "И ему противен этот миллион, как грузило, тянет он куда-то вниз, во тьму." Нет его "брата", он снова один, он сирота, он никому не нужен!..
Его душа делает последний порыв, он понимает, что погибает, пропадает, что если он и может как-то с умом потратить эти деньги, то только отдав хоть часть родному интернату, трёмстам душам, которые так же одиноки. И если бы была возможность послать всё, он бы не задумываясь это сделал.
Финал повести, как ни странно, не удивляет. Альберт Лиханов показывает смерть Кольчи, его убийство, как незбежный исход, жестокую реальность. "Никто. Ничто. Нигде. ... голым приходит человек в этот мир, голым и уходит."
Автор не называет виновников трагедии, не комментирует происходящее, оставляя право читателю самому сделать выводы, но мне кажется, что вина всё-таки лежит на тех, кто остался равнодушен к судьбе героя, а точнее, вина на каждом из нас. Если зло творится на наших глазах и мы проходим мимо, мы соучастники этого преступления.
К такому же выводу пришла другая героиня А. Лиханова – Надежда Георгиевна – учительница из повести "Благие намерения".
Одна из ведущих проблем "Благих намерений” - нравственный облик педагога - современника. Главная героиня, Надежда, привлекает прежде всего силой своего характера. Это педагог по призванию, она боролась за справедливость, за преодоление, быть может, самой жестокой и обидной несправедливости: сиротства! Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу - основные черты Нади. Она до конца честна в своих поступках. А ведь ей было очень нелегко работать в маленьком городке на севере России, куда она прибыла к началу учебного года " по распределению. "Она должна была воспитывать первоклашек из детдома. А значит, быть для них всем: и учителем, и воспитателем, и другом, и мамой, доброй и заботливой. И здесь Лиханов показал все трудности лежащей перед ней задачи. Стоит только представить интернатскую лестницу перед началом занятий, стайку "растерянных малышей, прижавшихся к перилам. На каждой ступеньке маленький человек с удивлёнными, печальными, непонимающими глазами". И новую их воспитательницу, почти девочку, Надю, Надежду Григорьевну, тоже растерянную, не имеющую ни материнского, ни учительского опыта, но потрясённую бедой этих детишек, может, и не вполне осознаваемой ими самими.
"Меня душила любовь, нежность к этим детям, - скажет она, -мне хотелось обнять их, не каждого, не по одиночке, а всех вместе, враз, обнять и прижать к себе". Также Надежда Победоносная, как называл её директор интерната, своей юной и неопытной душой поняла одну простую вещь: "... детям - всем детям! - нужны родители. Если даже их нет".
"Благие намерения" написаны в форме дневника - исповеди Нади о первых месяцах её педагогической работы. Героиня вспоминает первые самостоятельные шаги в интернате спустя целое десятилетие.
Ещё этот рассказ об уроках, которые преподали Наде жизнь и окружающие её люди. В первую очередь об уроках ничем не ограниченной доброты и служения детям, какими являются каждый день директора детдома Н.И.Мартыновой (её девиз: "С ними... сердца жалеть нельзя... Тебя не хватает, а ты люби, всё равно люби..."), директора школы - интерната Апполона Аполлинарьевича ("нет человека, которого учитель мог бы - даже мысленно! - не любить",- считает он), многодетных супругов Поварёшкиных, Надиной квартирной хозяйки Лепестиньи, ветерана войны Парамонова и других.
Кроме того, Надя учится на своих собственных ошибках, промахах, разочарованиях и прозрениях. Например, её идея отдавать детдомовцев на выходные в хорошие семьи, чтобы дать им хоть немного домашнего тепла, ласки, человеческого участия. Кажется, что плохого?
Но, к сожалению, одним это принесло счастье, дало новую семью, для других же обернулось пробуждёнными и обманутыми надеждами, тяжёлой душевной травмой.
Пройдя тяжёлый путь, Надя отказывается от любви и личного счастья в лице молодого журналиста Виктора, живущего в эпохе "совмещённых страстей". И мне жаль его, он погряз в стремлениях к большому городу, его представления о счастье не серьёзны, низменны, там не остаётся места для большой любви, любви, которая готова к самопожертвованию.
Ещё одна героиня, поразившая меня, да и Надежду, - Анечка Невзорова. Её мать с пометкой в личном деле ЛРП обрекает на одиночество не Аню, а саму себя. Её эгоистическая привязанность к дочери не знает жалости и милосердия: ничего не стоит ей "причастить" дочку к рюмке. И насколько же богаче душой и взрослее маленькая Аня, жалеющая свою беспутную родительницу, мечтающая: "Вот выучусь, вырасту и возьму её к себе. Она тогда состарится, поумнеет, и я её удочерю." Жалкими оказываются и благополучные Запорожцы с их москвичом и "высокими потолками". Они одарили Аллочку Ощепкову мимолётным счастьем, но когда поняли, что свой комфорт дороже чужой жизни, отказались от неё, как от вещи, тем самым предав её, обманув детское доверие. Серыми клубами дыма горела шубка, подаренная лже - родителями. Также «горела» и металась искалеченная, дважды обманутая душа ребёнка… Надежда Григорьевна за эти десять долгих лет, до выпуска 10Б, прошла не только свою, но ещё и двадцать две маленьких жизни своих воспитанников. Шесть из них так и остались просто детдомовцами, без мамы, без семьи.
Но этот совместный десятилетний поиск, путь проб и побед даёт нам право сказать, что все двадцать два воспитанника Надежды Григорьевны вырастут настоящими людьми, добрыми и отзывчивыми, благодаря своей незаменимой наставнице – Наденьке.
Альберт Лиханов показал нам, как ужасна действительность, но оставил нам ту самую надежду на светлое будущее. Наша задача – превратить её в реальность! Мне бы хотелось, чтобы история Коли Топорова больше никогда не повторилась, а призыв автора был услышан всеми:
« Ничто. Никто. Никогда.
Никто не заплачет о мальчике, брошенном матерью, кроме, может, тёти Даши, когда узнает. Да и то не горько – сколько их ещё, таких…
Ничто в мире не переменит его смерть.
Никогда не повторится его жизнь.
Как жизнь всякого из нас.
Испугайтесь, люди, своей беспощадности!
Не покидайте, матери, детей…»


Всем детям-сиротам посвящается

ЗАЧЕМ?

Мы просто дети, только часть
Всего, что в этом мире есть!
Зачем же наше счастье красть?
Зачем без спроса в душу лезть?
Зачем жестокость терпим мы
И терпим все обиды?
Не изменить ведь нам судьбы,
Не бесконечны наши силы.
Как хочется завыть порою
И никогда так больше не страдать,
Забыть отцовские побои
И больше мать не проклинать!
Зачем чужие мы для всех?
Зачем мы счастья не познали?
Зачем не верили в успех?
Зачем свободы нам не дали?
Где детство наше?.. Где оно?
Беззвучно пролетело...
Забыв, что нам не всё равно,
Мы так же жить хотели!
Любить хотели, как и ты,
Отца, и мать, и бабку,
Но никому мы не нужны,
Мы стали просто тряпкой!
Приют - наш дом,
И как не злись,
Опять тяжёлый в горле ком:
"Зачем мы родились!?"
Мы просто дети, только часть
Всего, что в этом мире есть.
Зачем же наше счастье красть?
Зачем без спроса в душу лезть?

Попова Екатерина

2008 год

 

 


НОВИНКИ

Изображение

А.А. Лиханов

Крёсна

Лирическая повесть известного писателя рассказывает о детстве ребятишек, которые пошли в школу в трудное и скудное военное время. Наряду с другими повестями писателя это произведение входит в роман в повестях «Русские мальчики».


Изображение

А.А. Лиханов

Последние холода

Повесть известного писателя рассказывает о трудном военном детстве. Уже заканчивается война, но многие ребятишки голодают, страдают, несут потери, совершенно невосполнимые, как на войне. Однако им удается и в этих страданиях сохранить достоинство, благородство, честь. Книга, как будто посвященная прошлому, обращена в наше настоящее. Наряду с другими повестями писателя это произведение входит в роман в повестях «Русские мальчики».


Изображение

А.А. Лиханов

Никто
Одно из самых драматичных произведений А. Лиханова. Современная "рыночная действительность" переламывает судьбу паренька из детдома, которого бандиты именуют прозвищем Никто.

Изображение

А.А. Лиханов

Мужская школа
В романе описывается становление характеров мальчишек после окончания войны, формирование их личности.

Изображение

А.А. Лиханов

Письма в защиту детства
В книгу, изданную к 20-летию Детского фонда, вошли не публиковавшиеся прежде письма к властям, а также статьи, интервью и выступления создателя Фонда, писателя Альберта Анатольевича Лиханова, посвященные ФОнду и защите детства.
Яндекс.Метрика