Отзыв Плотниковой Ольги, учащейся 7 класса МБОУ СОШ №5 города Кирова
Отзыв на повесть А.Лиханова «Благие намерения»
Воспитание «взрослых» детей.
Совсем недавно мной была прочитана книга Альберта Анатольевича Лиханова «Благие намерения». И это произведение открыло мне разные взгляды на мир взрослых людей и мир детей. Я увидела одну ситуацию глазами взрослой рассудительной воспитательницы и понимание этой же ситуации маленькими детдомовцами. Конечно же, детдомовцы такие же дети, но только прожили они намного больше.
Мне навсегда запомнилась мысль главной героини о воспитании: «Воспитывать надо в глубину, то есть по вертикали, а не по горизонтали…» Бесспорно, она права в это. Быть воспитателем детдомовцев, которые настрадались и пережили за свою недетскую жизнь больше, чем некоторые взрослые, совсем непросто. И не нужно думать, что в их возрасте дети не понимают, что происходит! Это ошибка.
Надежда Георгиевна, главная героиня, правильно подобрала «ключики» к воспитанию детей, хоть и нескоро. Ради них она жертвовала своей собственной жизнью, молодостью. Она забывала о себе, жила только интернатом. Вместе с директором интерната они хотели, чтобы эти дети были такие же, как все, чтобы они были окружены любовью и заботой, как и все дети. «Тебя не хватает, а ты люби, все равно люби»- слова директора интерната Апполона Апполинарьевича.
Вторая воспитательница, Маша, была детям очень близким другом. У неё и так были свои трое детей, поэтому с детдомовцами она находила общий язык. Маша и главная героиня старались всегда воспитывать детей правильно, как им подсказывало их сердце. Но когда они начали знакомить детей с взрослым окружающим миром, отдавая деток на выходные к хорошим и добрым дядям и тетям, они допустили некоторые ошибки, например, отдавая девочку Аллу к людям, которые слишком её баловали, это порождало зависть среди детей. Также не надо было отдавать Севу Агапова к Степану Ивановичу – уехав за границу, взрослый не по своей воле разбил мальчику сердце.
Я увидела в книге отношение Ани Невзоровой к своей пьющей матери, лишенной родительских прав. Девчушка так любила её всем сердцем, что хотела удочерить её, когда вырастет. Она верила, что когда-нибудь её мама исправиться, одумается. Бедная Анечка, защищая мать, хотела ударить свою воспитательницу, что бы та не думала о ней плохо.
Я усвоила огромную разницу между тем, что такое «мама» и что такое «быть настоящей матерью». У детдомовцев конечно же, были мама и папа биологические. Но настоящей матерью для них стала понимающая воспитательница. Она старалась дать им заботы больше, чем остальным детям. Я думаю, что они с Машей относились к ним, как к своим родным детям. А как иначе? Ведь никто из нас не станет одаривать заботой и любовью какого-то чужого ребенка, который не имеет к тебе отношения. Нужно морально стать его родителем, понимать его, стать его другом, наставником и самым понимающим собеседником.
Наша воспитательница Надежда Георгиевна стала для них «учителем». Она вывела их из четырех стен детдома и показала им себя таких, какие они на самом деле. Ребята стали общительными, открытыми, дружелюбными. Главная героиня думала: «Чему на столько не учили в педагогическом! Логика, психология, философия». Конечно, всё это ей пригодилось в интернате, но были ситуации, в которых все эти знания бесполезны. Что бы найти общий язык с детьми нужно просто быть хорошими слушателями. Дети их возраста не будут слушать скучные монологи о детстве их родителей и как нужно поступать, так или иначе, а если взрослые будут их грузить своими нотациями, то детки назло сделают наоборот. Поэтому нужно слушать то, что они думают об окружающем мире, поправлять их, в диалоге, направляя их в нужную сторону. Только тогда воспитание станет действенным.
Я искренне верю, что наша Надежда Победоносная воспитала детей правильно, и они будут благодарны ей всю жизнь, за то, что она сделала для них.
|