Изображение Библиотека для детей и юношества имени А. Лиханова


610002 г.Киров
ул.Орловская, 17а
тел. 32-19-99
Режим работы:
9.00-18.00
Перерыв: 13.00-14.00
Суббота:
9.00-17.00
Воскресенье:
Выходной день
Последний день месяца - санитарный
e-mail:
biblioteka2004@yandex.ru

группа вКонтакте


РАЗДЕЛЫ:

 
Как записаться
в библиотеку
Перечень услуг Электронный каталог Продление On-line Периодические издания

Произведения А.А. Лиханова

Отзыв Мордвиной Юлии,
учащейся 11 класса МОУ СОШ №5 г. Кирова

Отзыв на повесть А.Лиханова «Никто»

Всю свою жизнь и все свои книги Альберт Анатольевич Лиханов посвятил теме детства, в частности теме детей - сирот. Проблема сиротства - одна из главных проблем в нашей жизни, в нашем обществе. Многие не хотят ничего знать о таких детях, думать об их будущем. Благодаря Альберту Анатольевичу, его произведениям многое понимаешь, осознаешь, начинаешь более серьёзно относиться к тем или иным вещам.
Роман «Никто» ярче всех рассказывает о жизни брошенных, ненужных детей.
В обстановке детского дома вырос и главный герой Коля Топоров, Топорик, Топорище. Он сразу выделяется из детей своей необычной внешностью. Темно-русые шелковистые красивые волосы, « абсолютно черные, ровно насурьмленные» брови, разлетающиеся «от переносицы прямыми стрелками», широкий нос и широкие губы, придающие его облику какую-то твердость и определенность.
Но самым удивительным и притягательным в лице были его глаза, льдистые, светло-серые, не выражающие каких-либо душевных сил. Когда он смотрел, казалось, что будто знает что-то такое, чего никто не знает». Своим проницательным взглядом Коля смотрит на окружающую его жизнь, пытаясь разобраться в том, что же его так мучает и корежит, не дает ему покоя…
Особенно внимательно наблюдает он за женщинами, навещающими своих детей в интернате.
К Коле Топорову никто не приходил, и он давно перестал ждать «затерявшегося гостя», а «когда стал Топором, и уж тем более Топорищем, смотрел на эти мамашкины явления со скрытым презрением». Ни одна из женщин не запомнилась Кольче. Все они были для него «одинаковые поношенные куклы»: «лица стерты и невыразительно круглы, ноги коротки и некрасиво обуты, руки недлинны, а сами тела будто обрезаны - этакие обрубыши ». « На фиг нужны такие мамашки? » - считает главный герой.
Но в то же время замечает, как переменились две женщины, вернувшие себе родительские права. Не пропускает он и того, что Макарка, не видевший от своей матери ничего хорошего, пострадавший из-за нее, вспоминал ее светло », объясняя происшедшее « такой жизнью » и несчастливостью…
И не перестает его мучить «самый простенький, да вот какой тяжелый и безответный вопрос:
- А ты кто?
Ответ скоро находится. Валентайн, его хозяин, шеф, «друг» и «брат», сложив первые буквы имени и фамилии Коли, получает «смешное» «Ник – То. Никто»…
Коля Топоров действительно начинает ощущать себя «безродной, бездомной псиной».
Именно поэтому он благодарен и предан своему великодушному и доброму хозяину, который выделил Колю, обласкал, отогрел, дал «миску с теплым молоком» и имя, пусть даже такое странное: Никто. И герой не задумывается над тем, чем занимаются его новые знакомые, к чему его готовят, что ждет его впереди, Топорик просто «покатился по инерции дальше, как было предписано ему интернатовскими заповедями», приучившими жить по команде, плыть по течению, не нести ответственности за себя и свои поступки. Он становится покорным исполнителем, неболтливым и скрытным, верным и бескорыстным, очень удобным ... И только узнав о болезни Гошмана, о том, что для лечения нужен костный мозг от родных людей, которых нет, Кольчу опутало тяжелое предчувствие. Оказывается, «существование Гошмана, его пребывание на земле, зависит от этой проклятой, противной матери. «Где она? Куда делась? Какое право имела исчезнуть?» Кольча представлял себя на место дружка, а Гошку на свое место, и выходило душно, тяжело, безысходно. Что, если ему станет хуже тоже, как и Гошке? «А если я умру? – думал Кольча, впервые в жизни задавая этот вопрос самому себе. – Кто придет на кладбище?»
Как прозрение, Топорик понимает Гошкину, а значит, и свою обреченность.
Теперь он понимает, почему, даже презирая приходивших в интернат мамашек, в глубине души признавал их право на жизнь. Пусть вечно пьяные, пусть «вонючие», но они должны быть.
И, когда на похоронах Гошмана все дети взялись за руки, Коля заплакал. «Может, детская это процессия…взялись за руки, чтобы устоять перед бедой, которой наградили их самые близкие люди? Может, дети таким образом обороняют себя от несчастья, которое заканчивается непонятным будущим, по кремнистой дороге к которому кое – кого настигает и смерть?»
Звонкой пощечиной прозвучал выстрел, оборвавший жизнь Коли Топорова.
Мне кажется, что Альберт Анатольевич не напрасно затрагивает тему детей – сирот в своём творчестве. Читатель понимает: они, эти дети, совершенно одни в этом мире, они не имеют понятия, что такое настоящая семья, они не знают своих родителей. Неравнодушных людей в продолжение уже многих лет мучает вопрос: почему рождаемость в стране упала, а количество сирот в детских домах не сократилось? Хотелось бы, чтобы все задумались о будущем нашей страны и стали больше внимания уделять этой проблеме. Тем более, что такие люди, как Альберт Анатольевич, предлагают вариант выхода из этого тупика: создание семейных детских домов. Каждый человек, чтобы ощутить себя личностью, а небезвестным Никто, должен иметь рядом близких, родных, любящих.
2008 год

 

 


НОВИНКИ

Изображение

А.А. Лиханов

Крёсна

Лирическая повесть известного писателя рассказывает о детстве ребятишек, которые пошли в школу в трудное и скудное военное время. Наряду с другими повестями писателя это произведение входит в роман в повестях «Русские мальчики».


Изображение

А.А. Лиханов

Последние холода

Повесть известного писателя рассказывает о трудном военном детстве. Уже заканчивается война, но многие ребятишки голодают, страдают, несут потери, совершенно невосполнимые, как на войне. Однако им удается и в этих страданиях сохранить достоинство, благородство, честь. Книга, как будто посвященная прошлому, обращена в наше настоящее. Наряду с другими повестями писателя это произведение входит в роман в повестях «Русские мальчики».


Изображение

А.А. Лиханов

Никто
Одно из самых драматичных произведений А. Лиханова. Современная "рыночная действительность" переламывает судьбу паренька из детдома, которого бандиты именуют прозвищем Никто.

Изображение

А.А. Лиханов

Мужская школа
В романе описывается становление характеров мальчишек после окончания войны, формирование их личности.

Изображение

А.А. Лиханов

Письма в защиту детства
В книгу, изданную к 20-летию Детского фонда, вошли не публиковавшиеся прежде письма к властям, а также статьи, интервью и выступления создателя Фонда, писателя Альберта Анатольевича Лиханова, посвященные ФОнду и защите детства.
Яндекс.Метрика