Изображение Библиотека для детей и юношества имени А. Лиханова


610002 г.Киров
ул.Орловская, 17а
тел. 32-19-99
Режим работы:
9.00-18.00
Перерыв: 13.00-14.00
Суббота:
9.00-17.00
Воскресенье:
Выходной день
Последний день месяца - санитарный
e-mail:
biblioteka2004@yandex.ru

группа вКонтакте


РАЗДЕЛЫ:

 
Как записаться
в библиотеку
Перечень услуг Электронный каталог Продление On-line Периодические издания

 

Работа Коноваловой Анастасии,
студентки Кировского государственного колледжа промышленности и автомобильного сервиса

Реферат на тему защиты детства и проблем детей, оставшихся без попечения родителей

«Когда кричит душа? Наверное, тогда, когда нарастающая в ней боль вырывается сильным потоком. Боль о том, как не считают тебя человеком, унижают твое достоинство, мешают жить, задевают тебя, чтобы ты знал свое место, о том, как многим просто наплевать на тебя, на твои чувства и, вообще, на твое существование, о том, как прижимают тебя к стене и не дают свободно дышать… Может это волнует не всех, ведь у каждого в душе свое, своя радость, печаль, понимание жизни».
(Из сочинения воспитанницы детского дома)

В условиях нестабильности социально-политической обстановки в России, инфляции, безработицы и вынужденной миграции населения, снижения жизненного уровня семей, ослабления их инфраструктуры отмечается значительное увеличение размеров сиротства.
Детей, живущих в детдомах, становится в России все больше. По данным социологов, количество таких детей ежегодно увеличивается в среднем на 170 тыс. человек. По подсчетам Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России более 2 млн. беспризорников. В сиротские учреждения попадают не только дети, действительно лишившиеся родителей, но и дети-инвалиды, от которых родители отказались; дети, которых забирают у наркоманов, алкоголиков, заключенных.
За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после 1-й мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас. И если в 1945 г. причины сиротства были понятны, то в наше время трудно признать и принять эти причины как естественные. Большинство исследователей выделяют следующие причины сиротства:
- ведущей причиной является алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда- жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами.
- увеличивается число «круглых» сирот из-за преждевременной смертности населения, чаще всего из-за неестественных причин.
- увеличение количества недееспособных родителей, в том числе из-за психических заболеваний, а также подростков.
- увеличивается число детей, рождающихся вне брака (28% от общего числа родившихся). Ежегодно из-за разводов около 470 тысяч детей остается без одного из родителей.
- отмечается рост социальной дезорганизации семей, материальных и жилищных трудностей родителей, безработицы родителей, не здоровых отношений между ними, слабости нравственных устоев.
Указанные причины сиротства фиксируют лишь последствия, конечную точку в сложном пути деградации семейной системы и человеческой личности, а как следствие этого процесса - невозможность растить своих детей, снижение родительской ответственности и даже злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка.
Число детей, оставшихся без попечения родителей, неуклонно растет. На сегодняшний день только в Кировской области более 6 700 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В детских домах и школах-интернатах области воспитывается более 2000 детей. В семьях граждан – более 3000 опекаемых (подопечных) детей. В приемных семьях - более 300 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что поддержка детей, нуждающихся в помощи государства, одно из приоритетных направлений государственной политики сегодня. Эта поддержка оказывается в следующих формах работы с детьми сиротами:
- детские дома;
- школы-интернаты;
- приюты;
- временные приюты;
- семейные детские дома;
- защита детей на государственной основе.
Но это только внешняя сторона дела. Главная трудность в том, что ребенку, оставшемуся без семьи, нельзя помочь, просто накормив, согрев или помыв его. С ним происходит гораздо большая трагедия, чем голод, отставание в развитии и лишение каких-то человеческих радостей: он не знает, что такое любовь. Потому что любви можно научиться только видя любовь, - в постоянном общении с матерью, родными и другими любящими людьми.
Поэтому все больше внимания привлекается простых людей к проблемам таких детей. Это выступления (программы) на радио и телевидении, публикации в газетах, журналах, интернете, а также, конечно создание художественных произведений.
Множество художественных книг русских и зарубежных авторов посвящено теме сиротства, жизни детей, оставшихся без попечения родителей, жизни детей в интернатах и детских домах. Среди них можно назвать: Р. Гольего «Белое на черном», А. Гезалов «Соленое детство», А. Лиханов «Никто» и многие другие. Нам бы хотелось отметить творчество и деятельность Альберта Анатольевича Лиханова. Это писатель, журналист, председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов, директор научно-исследовательского института детства, академик нескольких академий, почетный гражданин г.Кирова и Кировской области.
Наш земляк А. Лиханов одним из главных дел своей жизни считает защиту обездоленного детства, прав детей, борьбу равнодушием общества и чиновников по отношению к этой проблеме. Его творчество на протяжении многих лет было посвящено детям – сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей. Он озабочен тем, как сложится судьба человека, обделенного материнской и отцовской заботой, не знающего родительской любви. Свою борьбу за лучшую долю сирот писатель начал более четверти века назад. Его газетные публикации не оставляли равнодушными читателей, но автор понимал, государство уже много лет переживает тяжелую эпоху, и детей – сирот не становится меньше. Лиханов обнажает эту проблему, вскрывает ее социальные корни. Он говорит не о бедности в плане материальном, а о потере общества нравственных ценностей, о слепости и глухоте, рожденных сытостью. Он взывает в своих трудах к сочувствию, к состраданию и к соучастию. Писатель предостерегает общество, рисуя печальные последствия воспитания ребенка без любви и родительской заботы, поддержки на пути становления в начале взрослой жизни. В одном из писем в защиту детства Лиханов утверждает, что отказ от материнства нельзя оправдывать социальными явлениями. Очень часто у «сироты» есть живые и работоспособные родители, многочисленные родственники. Не нужда, не последняя крайность заставляет молодых женщин отказываться от собственных детей, а духовный ценизм, не желание пожертвовать собственным благополучием, покоем.
Автор так же размышляет о высокой ответственной роли воспитателя детского дома, тоже нуждавшегося в поддержке и понимании государства. И на уровне законов, и на уровне общественного сознания должно измениться сознание к этой проблеме.
Данной теме посвящены такие произведения: «Никто», «Страна детства», «Дети без родителей. Книга для учителя», «Права ребенка, «Охрана детей-сирот». «Словарь-справочник «Детство»», «Белая книга детства в России», «Недетские заботы Детского фонда», «Драматическая педагогика», «Письма в защиту детства», «Страна детства: диалоги», «Философия детства».
Роман «Никто» - одно из самых драматичных произведений А. Лиханова, в котором показана судьба паренька из детдома, которого бандиты именуют прозвищем Никто. Здесь автор призывает «ударить в колокол» собственной совести.
Изломанность судьбы паренька из детдома Коли Топорова раскрывается автором с особой драматичностью. Детство Коли выпало на лихие 90-е годы. Детдомовский мальчик не лишен многих способностей и мог бы вырасти успешным человеком, но он не получил самого главного в жизни – родительской любви, чувство защищенности, семейного воспитания. Рано взрослея, он понимает, что его жизнь никому не нужна. Он – ничто, никто и ему, по большому счету, некуда двигаться, он не знает, как жить, не может разглядеть зло, которое послушно впускает в свою судьбу. Государское дитя, привыкшее жить по команде, исполнять чужую волю, и в самостоятельной жизни становится, зависим от окружающих, легко поддается влиянию более опытных и сильных людей. Его старший друг Валентин, тоже был детдомовец, личность не заурядная. Но и он, выросший без тепла и любви, имеет неверное представление о ценностях человеческой жизни.
Брошенного ребенка преследует тяжелый вопрос: «А ты кто?». Коле больно осознавать, что его ни с кем не соединяет нить кровного родства, что у него нет прошлого и будущего, как он постепенно начинает понимать, тоже нет. Ничего хорошего в этом мире его не ждет. Некому поддержать, если он оступится. Девушка Женя «не для него». Единственный человек, которого он считал другом, бесследно исчезает в преступном мире. Сам Коля не умеет строить правильную жизнь, не имел даже представления о счастье и любви.
Дети, не видевшие, не получившие любви, сами не способны отдавать это чувство. Никто не привил Коле правильных ориентиров в жизни, не предостерег от неверных шагов. Когда воспитатель Георгий Иванович учил мальчика плавать, он помог выплыть ему с опасной глубины. А в жизни Коля чувствовал, что теряет «дно под ногами, не умея при этом плавать». Трагичнее всего он ощутил свое одиночество при известии о смертельной болезни детдомовца Гошмана. Его смогли бы спасти клетки костного мозга, взятые у родственников, но где они эти родственники?
Случайная встреча с Валентином направила судьбу Коли в опасное русло. Привыкший, что за него решают другие, Коля мало размышлял о том, как он живет. Да и был ли у него выбор? Герой погибнет совсем юным, почти ничто не испытав, кроме боли и одиночества. Он мог лишь догадываться, что есть другие человеческие, родственные, пронизанные теплом и любовью отношения. Он это чувствует в церкви возле старичка и старушки, возле Жени, при встрече с семьей лесника. Заканчивая роман, автор горестно подводит черту жизни Коли Топорова с прозвищем «Никто»: «и нет тебе места на русской земле в конце ожесточившегося с чего-то, совсем взбесившегося 20 века».
Сейчас идет 21 век. В обществе все больше богатых и благополучных людей, но «сирот» при живых родителях не становится меньше. Труды А. Лиханова и его детище – Российский детский фонд – продолжает благородную миссию, раскачивая «набат нашей совести». Российский детский Фонд — организация взрослых в защиту детства.
Российский Детский Фонд (РДФ) — первая в стране общественная организация в защиту детства. С 14 октября 1987 года Фонд разрабатывает и реализует благотворительные программы, вовлекая в их осуществление отдельных граждан и предпринимателей, коммерческие предприятия и банки. Значимость Фонда в общественном мнении связана, в первую очередь, с богатейшей историей добрых дел уже организованных Фондом. Любой гражданин или организация могут принять участие в помощи нуждающимся детям по программам Фонда, перечислив денежные средства на счет РДФ или конкретной программы Фонда.
Лиханов, своими произведениями, своей деятельностью все снова и снова призывает нас взглянуть на эти проблемы: проблему сиротства, проблемы детских домов, проблемы помощи, поддержки этих детей. Большинство не остаются равнодушными: устраивают благотворительные акции, концерты, перечисляют средства в фонд, просто приходят и общаются с такими детьми, пытаясь помочь им.
2010 год

 

 


НОВИНКИ

Изображение

А.А. Лиханов

Крёсна

Лирическая повесть известного писателя рассказывает о детстве ребятишек, которые пошли в школу в трудное и скудное военное время. Наряду с другими повестями писателя это произведение входит в роман в повестях «Русские мальчики».


Изображение

А.А. Лиханов

Последние холода

Повесть известного писателя рассказывает о трудном военном детстве. Уже заканчивается война, но многие ребятишки голодают, страдают, несут потери, совершенно невосполнимые, как на войне. Однако им удается и в этих страданиях сохранить достоинство, благородство, честь. Книга, как будто посвященная прошлому, обращена в наше настоящее. Наряду с другими повестями писателя это произведение входит в роман в повестях «Русские мальчики».


Изображение

А.А. Лиханов

Никто
Одно из самых драматичных произведений А. Лиханова. Современная "рыночная действительность" переламывает судьбу паренька из детдома, которого бандиты именуют прозвищем Никто.

Изображение

А.А. Лиханов

Мужская школа
В романе описывается становление характеров мальчишек после окончания войны, формирование их личности.

Изображение

А.А. Лиханов

Письма в защиту детства
В книгу, изданную к 20-летию Детского фонда, вошли не публиковавшиеся прежде письма к властям, а также статьи, интервью и выступления создателя Фонда, писателя Альберта Анатольевича Лиханова, посвященные ФОнду и защите детства.
Яндекс.Метрика