Изображение Библиотека для детей и юношества имени А. Лиханова


610002 г.Киров
ул.Орловская, 17а
тел. 32-19-99
Режим работы:
9.00-18.00
Перерыв: 13.00-14.00
Суббота:
9.00-17.00
Воскресенье:
Выходной день
Последний день месяца - санитарный
e-mail:
biblioteka2004@yandex.ru

группа вКонтакте


РАЗДЕЛЫ:

 
Как записаться
в библиотеку
Перечень услуг Электронный каталог Продление On-line Периодические издания

 

Письмо Головиной Нины,
ученицы 9 класса КМОУ СОШ с УИОП №1
г. Советска

Открытое письмо Альберту Анатольевичу Лиханову.

Здравствуйте, Альберт Анатольевич! Вы прожили интересную и яркую жизнь, а я только начинаю ее. Но и мне иногда хочется вернуться в прошлое, чтобы освежить свои воспоминания о поступках и мыслях, о людях, которые в то время окружали меня. Хочется увидеть себя со стороны и в радостных, и в грустных ситуациях, переосмыслить каждый поступок. Книги – своеобразная машина времени. И я благодарна вам, что вы вновь перенесли меня в детство. Пусть это было не мое детство, ваше детство. Но, читая повесть «Кресна», я вспоминала свою первую учительницу, свою школу.
Дочитана последняя страница повести. На душе грусть, но она светлая. Анны Николаевны уже нет, но она была и оставила свой след на земле. Ее ученики просто не могут быть плохими людьми. А благодаря книге, Анна Николаевна поможет и другим людям стать лучше.
Думая об Анне Николаевне, я вспоминала про свою первую учительницу и даже нашла на веранде свои старенькие потрепанные тетрадки начальной школы. Открыла их и оказалась в другом мире.
Мир детства – маленький, уютный, добрый. Когда еще перед тобой так мало раскрыто и хочется все узнать. И это кажется легким – узнать все. Ведь рядом Галина Григорьевна Плюснина, у-чи-тель-ни-ца, - а она-то уж точно все знает! А школа огромная – три этажа! Множество классов, у каждого свое значение. И учиться в этой школе целых одиннадцать лет! Вот каким умным выйдешь! А тропинка в этот взрослый, умный мир начинается в первом классе.
Анна Николаевна и Галина Григорьевна похожи, даже внешне. На них посмотришь и скажешь: учительница. Ничего лишнего в одежде, строгие, спокойные тона. С такими людьми чувствуешь себя уверенно и просто. Галина Григорьевна начала учить нас, когда ей уже было пятьдесят лет. Я почему-то запомнила ее в черных брюках и темно-малиновой блузке, этот образ сохранился у меня, наверное, с первого сентября, с первой совместной фотографии: Галина Григорьевна, а вокруг нее – мы. Она одевалась так, чтобы не отвлекать нас от главного - знаний. Я также помню ее очки, которые она почти всегда носит. Странно, но человек с очками считается не столько слепым, сколько очень мудрым. Наверное, прочитал столько книг, что даже зрение испортил! А Галина Григорьевна, действительно, была для нас образцом. И несмотря на то, что носила большие очки, замечала каждую мелочь. Она видела всех нас насквозь и помогала учиться, как могла. Анна Николаевна приносила детям витамины, заваривала хвою, занималась после уроков с отстающими, научила любить книги и щедро разрешала пользоваться своей личной библиотекой.
Мы – дети двадцать первого века в постоянном напряжении от угрозы третьей мировой войны, хотя живем в мирное время. С 1945 года прошло уже целых 65 лет. Мы не знаем слова голод, не знаем слова разруха, не слышим сигнала тревоги. Наши тетради такие красивые и яркие. Конечно, жить сейчас стало намного легче. Но люди стали другими. Когда смотришь какой-нибудь старенький фильм, там все намного проще, люди какие-то добрые. А сейчас так много криминала по телевизору показывают и еще в новостях постоянно слышно про терроризм. И сироты сейчас другие, не как в войну. Тогда родители погибали на фронте, а сейчас дети родителям не нужны. Но в последнее время появились семейные детские дома, и есть люди, которые находят уголок в своем сердце и для чужого ребенка, чтобы подарить ему детство, отогреть. Времена меняются, но душа человека не остается равнодушной к человеческой доброте.
Говорят, что школа – это второй дом. А есть ли там вторые мама и папа? Да, вторые папы – это редкость, потому что учителей-мужчин в школе очень мало. А вот вторые мамы, наверняка, есть везде. И повезло тем, у кого первая учительница была, действительно, второй матерью, кресной. Ведь первая учительница вводит ребенка в жизнь. Она передает ему свой опыт, накопленный годами. Конечно, не каждый в таком раннем возрасте может осмыслить поступки своей учительницы, как герой книги «Кресна», но потом, с возрастом, к нему приходит прозрение. И что кресна вложила в человека от себя хорошего и доброго, то и потом останется с ним навсегда.
Моя первая учительница – Галина Григорьевна Плюснина. Я считаю ее своей второй матерью. Галина Григорьевна была с нами доброй и в то же время строгой. Она сохраняла равновесие между учительской и материнской стезей. Она приняла каждого ученика таким, каким он был, и сумела его полюбить, найти в каждом хорошее. Любовь учительская несколько иная, чем материнская. Это любовь требовательная, взыскательная, но и помогающая идти самостоятельно вперед. У нас были отстающие ребята. Им было трудно учиться в углубленном классе, они получали двойки, но Галина Григорьевна ни одного ученика не оставила на второй год. Она, как Анна Николаевна, старалась, чтобы каждый из нас понял и усвоил материал. Галина Григорьевна занималась дополнительно с нами в продленке, не жалея себя и своего времени.
Я помню, как в первом классе мы учились писать. Сначала палочки и крючочки, потом все сложнее и сложнее, и вот - буквы. Однажды мы учились писать букву «У», и у моего одноклассника Жени Шевнина не получалось вывести нужный символ. Он чуть не плакал из-за этого, но Галина Григорьевна успокоила его, что все получится. Сейчас, когда мы уже учимся в средних классах, наш классный руководитель Шарова Светлана Юрьевна говорит, что у нашего класса, почти у всех, хороший каллиграфический почерк. Значит, Галина Григорьевна не зря старалась с нами – все получилось. Говорят, что почерк – зеркало человеческой личности. И Галина Григорьевна не просто научила нас писать, но и незаметно для нас научила, как надо работать и как надо относиться к своему делу. За что бы мы ни взялись, мы будем успешными людьми: мы умеем преодолевать трудности, у нас есть характер и вкус к работе.
Намного труднее научить человека быть человеком. И Анна Николаевна, и Галина Григорьевна прекрасно понимали, что этому невозможно научить специально. Уроки доброты, уроки мужества человек получает в течение всей своей жизни. Важно, чтобы он из этого сделал правильные выводы.
В третьем классе у меня не получались примеры с действиями. Да еще я, как назло, заболела. Помню, очень расстраивалась из-за этих непонятных примеров, но однажды мама вернулась с работы и принесла мне целый листок заданий, которые ей распечатала Галина Григорьевна. Пока я болела, я научилась разбираться с действиями. Сейчас я с удовольствием решаю уравнения на алгебре, и это заслуга Галины Григорьевны. Я поняла, что могу самостоятельно справиться с этой проблемой, стала уверенней в себе.
Что касается похвалы. Я помню, мне было приятно получать пятерки. А особенно, когда они стояли в моем дневнике за год. И слова, написанные красной ручкой и подчеркнутые дважды: «Так держать!» И озаряющая улыбка Галины Григорьевны, когда она отдавала мне этот дневник. А после ее похвалы всегда хотелось учиться лучше и лучше, чтобы учительница гордилась мной.
И разве можно плохо учиться у Галины Григорьевны, когда она учитель от Бога. В те годы не каждый осознавал это. «У любого другого учителя можно, а вот у этого невозможно» плохо учиться, как невозможно быть плохим человеком.
Когда я впервые прочитала «Кресну», мне особенно запало в душу, как Анна Николаевна покупает на свои премиальные витамин С и раздает его своим ученикам. Одного такого поступка хватит, чтобы увидеть в учительнице вторую маму. Галина Григорьевна тоже действовала своими методами, чтобы сохранить наше здоровье. Когда бушевал грипп или ОРЗ, она ставила на подоконниках по соседству с цветами плошки с чесноком. Мы сами носили на шее киндеры-сюрпризы с чесночной начинкой. Чесночными ароматами благоухал весь класс и даже коридор, но мы стойко выдерживали эпидемию.
Галина Григорьевна интересовалась нашими семейными делами и поддерживала морально тех, у кого были сложности в семье. Она и интересовалась нашей жизнью: спрашивала про друзей, про наши интересы и увлечения, успехи и радости, трудности и горести. Она разделяла это все с нами.
Когда-то на уроке чтения у нас был конкурс и я, по-моему, отличилась. Тем, кто показал хорошие результаты, она подарила книги из своей личной библиотеки. Книжица, написанная крупным шрифтом, с картинками, тоненькая и уже старенькая, до сих пор стоит у меня на полке. Это подарок моей учительницы, и он мне особенно дорог.
Дорогие воспоминания остаются в памяти надолго. Герой повести навсегда запомнил, как Анна Николаевна пригласила музыканта на урок. Это стремление дать своим детям больше, чем дает учебник и программа, поддержать юные, еще не раскрывшиеся таланты, очень характерно и для моей учительницы. Галина Григорьевна, конечно, не приглашала музыкантов, но зато я хорошо помню, что те, кто учились в художественной, в музыкальной школе, всегда находили возможность показать свой талант в классе. Она создавала условия для развития их творчества и фантазии.
И последний момент, который мне запомнился больше всего, – это то, как спустя много лет, Анна Николаевна рассказывает про свои ночные кошмары:
- А знаешь, от чего я по ночам с испугом просыпаюсь?
Я молчал.
- От страха, что не успела проверить ваши тетрадки. А уже звонок на урок.
Учитель – это не профессия, а призвание, образ жизни. Настоящий учитель - всегда учитель жизни, а не просто преподаватель. И повезло тем людям, у кого есть такая «Кресна». Я счастливее вас, Альберт Анатольевич, потому что моя учительница еще жива, и я могу прийти к ней и сказать:
Как вы, Галина Григорьевна? Как поживаете в эти сложные времена? Как идут ваши дела? Вы не доучили совсем немного очередной выпуск малышей. Но вы выучили нас. Вы и учили других детей до нас, оставляя в них частичку себя. Я рада, что моя первая учительница – Вы. И буду гордиться этим. Вы дали нам столько своей любви, а мы отдали ее вам на выпускном – нарисованные сердца с пожеланиями, помните? И наши сердца всегда будут стучаться в унисон с вашим сердцем. Мы будем вас помнить и благодарить всю жизнь. И мое сердце тоже принадлежит вам, Галина Григорьевна. Альберт Анатольевич, спасибо вам, что вы вернули меня в мое детство. Спасибо героям ваших книг. Благодаря им, я вспомнила о дорогом мне человеке. Какие бы ни были времена, но учитель всегда работает на будущее общества. Поэт сказал:
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей.
Мы постараемся быть достойными наших учителей и пронести светлую память о них через всю жизнь.

Ваша читательница Головина Нина, ученица 9 А класса.
2010 год

 

 


НОВИНКИ

Изображение

А.А. Лиханов

Крёсна

Лирическая повесть известного писателя рассказывает о детстве ребятишек, которые пошли в школу в трудное и скудное военное время. Наряду с другими повестями писателя это произведение входит в роман в повестях «Русские мальчики».


Изображение

А.А. Лиханов

Последние холода

Повесть известного писателя рассказывает о трудном военном детстве. Уже заканчивается война, но многие ребятишки голодают, страдают, несут потери, совершенно невосполнимые, как на войне. Однако им удается и в этих страданиях сохранить достоинство, благородство, честь. Книга, как будто посвященная прошлому, обращена в наше настоящее. Наряду с другими повестями писателя это произведение входит в роман в повестях «Русские мальчики».


Изображение

А.А. Лиханов

Никто
Одно из самых драматичных произведений А. Лиханова. Современная "рыночная действительность" переламывает судьбу паренька из детдома, которого бандиты именуют прозвищем Никто.

Изображение

А.А. Лиханов

Мужская школа
В романе описывается становление характеров мальчишек после окончания войны, формирование их личности.

Изображение

А.А. Лиханов

Письма в защиту детства
В книгу, изданную к 20-летию Детского фонда, вошли не публиковавшиеся прежде письма к властям, а также статьи, интервью и выступления создателя Фонда, писателя Альберта Анатольевича Лиханова, посвященные ФОнду и защите детства.
Яндекс.Метрика