610002
г.Киров ул.Орловская, 17а тел. 32-19-99 Режим
работы: 9.00-18.00 Перерыв:
13.00-14.00 Суббота: 9.00-17.00 Воскресенье: Выходной
день Последний день месяца - санитарный
e-mail: biblioteka2004@yandex.ru
группа вКонтакте
РАЗДЕЛЫ:
|
|
Письмо Головиной Нины, ученицы 9 класса КМОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска
Открытое письмо Альберту Анатольевичу Лиханову.
Здравствуйте, Альберт Анатольевич! Вы прожили интересную и яркую жизнь, а я только начинаю ее. Но и мне иногда хочется вернуться в прошлое, чтобы освежить свои воспоминания о поступках и мыслях, о людях, которые в то время окружали меня. Хочется увидеть себя со стороны и в радостных, и в грустных ситуациях, переосмыслить каждый поступок. Книги – своеобразная машина времени. И я благодарна вам, что вы вновь перенесли меня в детство. Пусть это было не мое детство, ваше детство. Но, читая повесть «Кресна», я вспоминала свою первую учительницу, свою школу.
Дочитана последняя страница повести. На душе грусть, но она светлая. Анны Николаевны уже нет, но она была и оставила свой след на земле. Ее ученики просто не могут быть плохими людьми. А благодаря книге, Анна Николаевна поможет и другим людям стать лучше.
Думая об Анне Николаевне, я вспоминала про свою первую учительницу и даже нашла на веранде свои старенькие потрепанные тетрадки начальной школы. Открыла их и оказалась в другом мире.
Мир детства – маленький, уютный, добрый. Когда еще перед тобой так мало раскрыто и хочется все узнать. И это кажется легким – узнать все. Ведь рядом Галина Григорьевна Плюснина, у-чи-тель-ни-ца, - а она-то уж точно все знает! А школа огромная – три этажа! Множество классов, у каждого свое значение. И учиться в этой школе целых одиннадцать лет! Вот каким умным выйдешь! А тропинка в этот взрослый, умный мир начинается в первом классе.
Анна Николаевна и Галина Григорьевна похожи, даже внешне. На них посмотришь и скажешь: учительница. Ничего лишнего в одежде, строгие, спокойные тона. С такими людьми чувствуешь себя уверенно и просто. Галина Григорьевна начала учить нас, когда ей уже было пятьдесят лет. Я почему-то запомнила ее в черных брюках и темно-малиновой блузке, этот образ сохранился у меня, наверное, с первого сентября, с первой совместной фотографии: Галина Григорьевна, а вокруг нее – мы. Она одевалась так, чтобы не отвлекать нас от главного - знаний. Я также помню ее очки, которые она почти всегда носит. Странно, но человек с очками считается не столько слепым, сколько очень мудрым. Наверное, прочитал столько книг, что даже зрение испортил! А Галина Григорьевна, действительно, была для нас образцом. И несмотря на то, что носила большие очки, замечала каждую мелочь. Она видела всех нас насквозь и помогала учиться, как могла.
Анна Николаевна приносила детям витамины, заваривала хвою, занималась после уроков с отстающими, научила любить книги и щедро разрешала пользоваться своей личной библиотекой.
Мы – дети двадцать первого века в постоянном напряжении от угрозы третьей мировой войны, хотя живем в мирное время. С 1945 года прошло уже целых 65 лет. Мы не знаем слова голод, не знаем слова разруха, не слышим сигнала тревоги. Наши тетради такие красивые и яркие. Конечно, жить сейчас стало намного легче. Но люди стали другими. Когда смотришь какой-нибудь старенький фильм, там все намного проще, люди какие-то добрые. А сейчас так много криминала по телевизору показывают и еще в новостях постоянно слышно про терроризм. И сироты сейчас другие, не как в войну. Тогда родители погибали на фронте, а сейчас дети родителям не нужны. Но в последнее время появились семейные детские дома, и есть люди, которые находят уголок в своем сердце и для чужого ребенка, чтобы подарить ему детство, отогреть. Времена меняются, но душа человека не остается равнодушной к человеческой доброте.
Говорят, что школа – это второй дом. А есть ли там вторые мама и папа? Да, вторые папы – это редкость, потому что учителей-мужчин в школе очень мало. А вот вторые мамы, наверняка, есть везде. И повезло тем, у кого первая учительница была, действительно, второй матерью, кресной. Ведь первая учительница вводит ребенка в жизнь. Она передает ему свой опыт, накопленный годами. Конечно, не каждый в таком раннем возрасте может осмыслить поступки своей учительницы, как герой книги «Кресна», но потом, с возрастом, к нему приходит прозрение. И что кресна вложила в человека от себя хорошего и доброго, то и потом останется с ним навсегда.
Моя первая учительница – Галина Григорьевна Плюснина. Я считаю ее своей второй матерью.
Галина Григорьевна была с нами доброй и в то же время строгой. Она сохраняла равновесие между учительской и материнской стезей. Она приняла каждого ученика таким, каким он был, и сумела его полюбить, найти в каждом хорошее. Любовь учительская несколько иная, чем материнская. Это любовь требовательная, взыскательная, но и помогающая идти самостоятельно вперед. У нас были отстающие ребята. Им было трудно учиться в углубленном классе, они получали двойки, но Галина Григорьевна ни одного ученика не оставила на второй год. Она, как Анна Николаевна, старалась, чтобы каждый из нас понял и усвоил материал. Галина Григорьевна занималась дополнительно с нами в продленке, не жалея себя и своего времени.
Я помню, как в первом классе мы учились писать. Сначала палочки и крючочки, потом все сложнее и сложнее, и вот - буквы. Однажды мы учились писать букву «У», и у моего одноклассника Жени Шевнина не получалось вывести нужный символ. Он чуть не плакал из-за этого, но Галина Григорьевна успокоила его, что все получится. Сейчас, когда мы уже учимся в средних классах, наш классный руководитель Шарова Светлана Юрьевна говорит, что у нашего класса, почти у всех, хороший каллиграфический почерк. Значит, Галина Григорьевна не зря старалась с нами – все получилось. Говорят, что почерк – зеркало человеческой личности. И Галина Григорьевна не просто научила нас писать, но и незаметно для нас научила, как надо работать и как надо относиться к своему делу. За что бы мы ни взялись, мы будем успешными людьми: мы умеем преодолевать трудности, у нас есть характер и вкус к работе.
Намного труднее научить человека быть человеком. И Анна Николаевна, и Галина Григорьевна прекрасно понимали, что этому невозможно научить специально. Уроки доброты, уроки мужества человек получает в течение всей своей жизни. Важно, чтобы он из этого сделал правильные выводы.
В третьем классе у меня не получались примеры с действиями. Да еще я, как назло, заболела. Помню, очень расстраивалась из-за этих непонятных примеров, но однажды мама вернулась с работы и принесла мне целый листок заданий, которые ей распечатала Галина Григорьевна. Пока я болела, я научилась разбираться с действиями. Сейчас я с удовольствием решаю уравнения на алгебре, и это заслуга Галины Григорьевны. Я поняла, что могу самостоятельно справиться с этой проблемой, стала уверенней в себе.
Что касается похвалы. Я помню, мне было приятно получать пятерки. А особенно, когда они стояли в моем дневнике за год. И слова, написанные красной ручкой и подчеркнутые дважды: «Так держать!» И озаряющая улыбка Галины Григорьевны, когда она отдавала мне этот дневник. А после ее похвалы всегда хотелось учиться лучше и лучше, чтобы учительница гордилась мной.
И разве можно плохо учиться у Галины Григорьевны, когда она учитель от Бога. В те годы не каждый осознавал это. «У любого другого учителя можно, а вот у этого невозможно» плохо учиться, как невозможно быть плохим человеком.
Когда я впервые прочитала «Кресну», мне особенно запало в душу, как Анна Николаевна покупает на свои премиальные витамин С и раздает его своим ученикам. Одного такого поступка хватит, чтобы увидеть в учительнице вторую маму. Галина Григорьевна тоже действовала своими методами, чтобы сохранить наше здоровье. Когда бушевал грипп или ОРЗ, она ставила на подоконниках по соседству с цветами плошки с чесноком. Мы сами носили на шее киндеры-сюрпризы с чесночной начинкой. Чесночными ароматами благоухал весь класс и даже коридор, но мы стойко выдерживали эпидемию.
Галина Григорьевна интересовалась нашими семейными делами и поддерживала морально тех, у кого были сложности в семье. Она и интересовалась нашей жизнью: спрашивала про друзей, про наши интересы и увлечения, успехи и радости, трудности и горести. Она разделяла это все с нами.
Когда-то на уроке чтения у нас был конкурс и я, по-моему, отличилась. Тем, кто показал хорошие результаты, она подарила книги из своей личной библиотеки. Книжица, написанная крупным шрифтом, с картинками, тоненькая и уже старенькая, до сих пор стоит у меня на полке. Это подарок моей учительницы, и он мне особенно дорог.
Дорогие воспоминания остаются в памяти надолго. Герой повести навсегда запомнил, как Анна Николаевна пригласила музыканта на урок. Это стремление дать своим детям больше, чем дает учебник и программа, поддержать юные, еще не раскрывшиеся таланты, очень характерно и для моей учительницы. Галина Григорьевна, конечно, не приглашала музыкантов, но зато я хорошо помню, что те, кто учились в художественной, в музыкальной школе, всегда находили возможность показать свой талант в классе. Она создавала условия для развития их творчества и фантазии.
И последний момент, который мне запомнился больше всего, – это то, как спустя много лет, Анна Николаевна рассказывает про свои ночные кошмары:
- А знаешь, от чего я по ночам с испугом просыпаюсь?
Я молчал.
- От страха, что не успела проверить ваши тетрадки. А уже звонок на урок.
Учитель – это не профессия, а призвание, образ жизни. Настоящий учитель - всегда учитель жизни, а не просто преподаватель. И повезло тем людям, у кого есть такая «Кресна».
Я счастливее вас, Альберт Анатольевич, потому что моя учительница еще жива, и я могу прийти к ней и сказать:
Как вы, Галина Григорьевна? Как поживаете в эти сложные времена? Как идут ваши дела?
Вы не доучили совсем немного очередной выпуск малышей. Но вы выучили нас.
Вы и учили других детей до нас, оставляя в них частичку себя. Я рада, что моя первая учительница – Вы. И буду гордиться этим. Вы дали нам столько своей любви, а мы отдали ее вам на выпускном – нарисованные сердца с пожеланиями, помните? И наши сердца всегда будут стучаться в унисон с вашим сердцем. Мы будем вас помнить и благодарить всю жизнь. И мое сердце тоже принадлежит вам, Галина Григорьевна.
Альберт Анатольевич, спасибо вам, что вы вернули меня в мое детство. Спасибо героям ваших книг. Благодаря им, я вспомнила о дорогом мне человеке. Какие бы ни были времена, но учитель всегда работает на будущее общества. Поэт сказал:
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей.
Мы постараемся быть достойными наших учителей и пронести светлую память о них через всю жизнь.
Ваша читательница Головина Нина, ученица 9 А класса.
2010 год
|
|
|
НОВИНКИ |
А.А. ЛихановКрёсна
Лирическая повесть известного писателя рассказывает о детстве ребятишек,
которые пошли в школу в трудное и скудное военное время. Наряду с другими
повестями писателя это произведение входит в роман в повестях «Русские
мальчики». |
|
А.А. ЛихановПоследние холода
Повесть известного писателя рассказывает о трудном военном детстве. Уже
заканчивается война, но многие ребятишки голодают, страдают, несут потери,
совершенно невосполнимые, как на войне. Однако им удается и в этих страданиях
сохранить достоинство, благородство, честь. Книга, как будто посвященная
прошлому, обращена в наше настоящее. Наряду с другими повестями писателя это
произведение входит в роман в повестях «Русские мальчики». |
|
А.А. ЛихановНикто Одно из самых драматичных произведений
А. Лиханова. Современная "рыночная действительность" переламывает судьбу
паренька из детдома, которого бандиты именуют прозвищем Никто. |
|
А.А. ЛихановМужская школа В романе описывается
становление характеров мальчишек после окончания войны, формирование их
личности. |
|
А.А. ЛихановПисьма в защиту детства В книгу, изданную к
20-летию Детского фонда, вошли не публиковавшиеся прежде письма к властям, а
также статьи, интервью и выступления создателя Фонда, писателя Альберта
Анатольевича Лиханова, посвященные ФОнду и защите
детства. | |