В преддверии профессионального праздника Общероссийского дня библиотек, который ежегодно отмечается 27 мая, в нашей библиотеке была объявлена акция «Я люблю библиотеку». В 2020 году в период ограничительных мер этот праздник мы отмечаем, УВЫ, в закрытой для читателей библиотеке, что весьма необычно и непривычно для нас. Мы очень скучаем без читателей, без обычной работы, без встреч, без череды мероприятий, без детских голосов, которыми обычно бывает наполнена библиотека. И эта пустота стала еще одним поводом, чтобы убедиться в том, что мы ОЧЕНЬ любим свою работу, свою профессию, свою библиотеку. Я люблю библиотеку и свою профессию, и в двух словах мне сложно сказать, почему и за что. Это чувство возникло очень давно и сомнений по поводу выбора профессии у меня не было, определяющим фактором была любовь к чтению. Всех библиотекарей считала очень умными людьми, обладающими многими знаниями и книжными сокровищами, которыми они готовы были поделиться, что, несомненно, вызывало уважение к ним. Но, только поступив в институт и пройдя несколько практик, я поняла, как ничтожно мало я знала о выбранной профессии и сколько тайн за семью печатями сокрыто по ту сторону библиотечной кафедры. О профессии библиотекаря, как сказал однажды один из мэтров библиотечного дела, знают гораздо меньше, чем о профессии разведчика. Библиотекарь – человек, который работает в библиотеке и выдает людям книжки. Это вполне понятное и привычное для всех определение. Стереотипы, которые существуют, зачастую сформированы теми людьми, которые в библиотеке были очень давно, посещали ее нечасто и, скорее всего, читать вообще не любили. Но даже у постоянных читателей и посетителей библиотек до сих пор бытует мнение, что это не работа, а рай – «в тепле, в чистоте, в тишине, да еще и книжки на работе можно читать!». А ещё раньше (сейчас – гораздо реже) можно частенько было услышать: «А что, на библиотекаря ещё и учиться надо?». В чем же тогда подвох, почему, раз все так легко и просто, любая библиотека быстренько «отфильтрует» пришедших работать как откровенных лентяев, так и любителей не напрягаться на работе, считающих, что здесь достаточно «переложить три бумажки с места на место»? Действительно, из библиотеки случайные люди убегают быстро, а те, кто остаются – остаются надолго, даже если приходится сменить библиотеку, но не профессию.
Это очень непростая профессия, её суть можно сравнить с айсбергом, где внешне видна только его верхушка, а на самом деле там, под водой, – глыба, которая медленно, но верно движется в нужном направлении. И за внешним безмятежным портретом стоит все-таки огромная работа, которая требует таких же огромных душевных и физических сил.
Существует легенда о своего рода тестировании на профпригодность. Человеку, который хотел работать в библиотеке, выдавали моток сильно спутанной пряжи. Если он справлялся с распутыванием, не рвал нить и в итоге получался ровно смотанный клубок из прямой нити, ВСЁ – годен к работе. Поэтому, сначала о тех личностных и физических качествах, которыми должен обладать библиотекарь: кропотливость, терпение, внимание, умение концентрироваться на деталях, усидчивость; хорошее зрение (!!! ДА, именно!), хорошая память (в фондах, где десятки тысяч книг, нужно ориентироваться очень хорошо и быстро, учитывая то, что литература по отраслям знаний «зашифрована» – это, кстати, к упоминанию профессии разведчика); усидчивость, умение сосредотачиваться на одной деятельности; способность к быстрой смене деятельности (при непрерывном потоке посетителей); умение быстро писать и печатать; способность выдерживать длительную нагрузку (физическую и эмоциональную: книг много, сами они не перемещаются, посетителей тоже много и каждый со своим уникальным запросом). А ещё: ответственность по отношению к людям и выполняемой работе, пунктуальность, точность, эмоциональная уравновешенность.
Если ты по профессии библиотекарь, то это как практикующий хирург: неважно, что тебя судьба поставила руководить, в любой момент можешь оказаться на любом участке работы
Работа библиотеки также отчасти совпадает и с деятельностью социальных служб, поэтому для библиотекаря очень важно обладать такими качествами, как: коммуникабельность, корректность по отношению ко всем читателям (вне зависимости от личной приязни/неприязни), вежливость, отзывчивость, способность отстоять собственное мнение без выступания в споры и оскорблений, умение слушать и слышать людей, непредвзятость. Требования к претендентам на должность библиотекаря в настоящее время увеличились в разы. Это – мобильность, умение быть многофункциональным («Ой, я это не умею, я это не могу, нас этому не учили» – не работает в сегодняшних реалиях, отсидеться, спрятавшись за шкаф, не получится). Достаточно часто работа библиотекаря не ограничивается только привычными операциями. Эта профессия связана с музейной работой, с краеведческими исследованиями, с проведением массовых мероприятий. Большинство мероприятий сейчас – комплексные. Нет такого, чтобы вышел человек, показал книжки, рассказал немного (причем, читая с листочка) и всё – вот вам обзор. Мультимедийные продукты, интерактивные блоки, творческие занятия, квесты, игры-путешествия, конкурсы, фестивали – это всё присутствует в библиотеке, всё это нужно уметь создавать, организовывать и проводить. Режиссуру, ораторское искусство, мастерство художника-костюмера тоже приходится если не осваивать, то хотя бы понимать в этом что-то, чтобы не превратить интеллектуальный праздник в дешёвый балаган.
Самое главное, что вся зрелищная и развлекательно-игровая составляющая должна вести к КНИГЕ, а не наоборот – уводить от неё, подменять её. Профессия меняется, формы работы меняются, но важным остается сохранение сути – учить человека мыслить, побуждать к развитию, к поиску, не к потреблению готового продукта, а к созданию своего. И поэтому БИБЛИОТЕКАРЬ – прежде всего ЧЕЛОВЕК ЧИТАЮЩИЙ. Невозможно представить себе настоящего библиотекаря-профессионала – нечитающего! Само чтение для библиотекаря – это то, без чего невозможно жить. Библиотекарь нечитающий перестает быть интересен для читателя!
И, конечно, чтобы поддерживать профессиональные знания на современном уровне, нужно постоянно учиться, как и в любой профессии, впрочем. Такая специальность как «хороший человек» уже не удовлетворяет ни руководителей, ни коллег. И это подтверждается результатами специальных исследований. Опросы и анкетирования, проведенные среди сотрудников библиотек, среди студентов – будущих библиотекарей, среди читателей показали, что на первое место все поставили ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, а потом уже остальные качества (стремление к знаниям, творческий подход к делу, эрудиция, и.т.д.). Читатель, приходя в библиотеку, надеется, прежде всего, на высококвалифицированную помощь, хотя при этом будет не лишним, если все остальные качества у библиотекаря будут присутствовать. А в завершение темы – о роли и месте библиотеки в современном мире. Библиотеки существуют на земле уже несколько тысячелетий. Но в конце XX века возникли споры о том, нужна ли библиотека обществу, нужна ли книга обществу? Сторонники технического прогресса доказывают, что благодаря развитию современных технологий, общество уже не будет нуждаться ни в книге, ни в библиотеках. Библиотека сегодня – информационный центр, это выражение можно услышать сейчас в первую очередь и оно, на первый взгляд, неоспоримо.
Но не стоит забывать, что библиотека прежде всего – КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР, место духовного развития, куда человек приходит не просто получить некую услугу. Хочется поспорить с теми, кто скажет, что библиотека сейчас даже как информационный центр не нужна, «ведь есть же интернет, а там все можно найти гораздо быстрее». Быстрее, не значит – достовернее, полнее, качественнее, основательнее. Последовательность, комплексность, глубину, систематичность информации еще никто не отменял. Кроме того, интернет и СМИ обращены ко всем в целом, а библиотекарь – к каждому человеку индивидуально. Согревать сердца и просвещать умы – очень важно для библиотеки, но не так обязательно для информационного учреждения. И еще следует отметить, что сегодня во всех развитых странах отмечен рост пользователей библиотек и увеличивается количество издаваемых книг. Поэтому можно сделать вывод: речь об исчезновении библиотеки как института общества не идет, профессия БИБЛИОТЕКАРЯ, несомненно, будет меняться, но ни названия своего, ни сути не изменит, а значит и не исчезнет.
А профессию свою я, действительно, люблю и ни разу не пожалела о том, что работаю именно в библиотеке. Я помню все библиотеки, с которыми была так или иначе связана моя жизнь. Маленькую, но такую уютную поселковую, в которую меня привела мама. Школьную, в которой, чтобы выбирать книги самостоятельно на всех стеллажах, нужно было сначала заработать репутацию книгочея. Вузовскую, в которой были очереди на нужные книги и желанные журналы. Библиотеки, где проходили практики на разных курсах Санкт-Петербургского института культуры: Центральная городская библиотека им. В.В. Маяковского, Библиотека Академии художеств, Центральная районная библиотека им. Н.В. Гоголя. И, конечно, библиотеки, в которых довелось работать: библиотека п. Торфяной Оричевского района; Библиотека для детей и юношества № 8 (ныне носит имя А.П. Гайдара); Библиотека для детей и юношества имени Альберта Лиханова. Каждая библиотека и ее коллектив учили чему-то новому, в каждой были свои ступеньки роста, каждая расширяла горизонты и открывала новые страницы в жизни.
Всех своих коллег хочу поздравить с профессиональным праздником и пожелать здоровья, оптимизма, благополучия, творчества, новых идей с обязательным воплощением их в жизнь, а еще – личного счастья, мира и добра. Пусть работа приносит радость и удовлетворение, а трудности будут временными и разрешимыми. Всем библиотекам – развития, процветания, много-много новых интересных книг и столько же читателей. Пусть каждый, кто переступает порог библиотеки, будет стремиться приходить туда как можно чаще!
Библиотека со мной всегда!
НАГОРНИЧНЫХ ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА, заместитель директора библиотеки
Как только записалась в детскую библиотеку еще в дошкольном возрасте, первой прочитанной книгой стала "Волшебник Изумрудного города". Самое большое впечатление от библиотеки - высокая и очень крутая деревянная лестница на второй этаж старого здания, где она находилась!
В школе читала много, постоянно, с удовольствием! Принимала участие во всех библиотечных конкурсах, была членом кружка юных помощников библиотекаря.
В студенческие годы библиотека стала вторым (а иногда чуть ли не первым!) домом. Здесь писала многочисленные конспекты, "охотилась" за дефицитной книгой, учила уроки. В воскресенье - только в библиотеку! Помню многочисленные очереди, переполненные читальные залы, занятия с утра до вечера и без обеда...
Мое первое место работы - библиотека! Огромная благодарность тем наставникам, кто оказался рядом в то время, - настоящие специалисты своего дела, душевные люди! В памяти - огромные очереди из читателей, которых приходилось обслуживать в буквальном смысле бегом; ежедневное проведение нескольких мероприятий подряд, драйв, вдохновение, творческий полет!
Библиотека для меня - поистине школа жизни, возможность реализовать себя с разных сторон. Надо уметь многое: общаться с разными людьми, находить подход к каждому, быть "строгой тетенькой" в жюри конкурса, писать сценарии различных мероприятий и принимать в них участие, составлять серьезные документы и сочинять тексты для группы во "ВКонтакте". Одним словом, ежедневная многозадачность и оперативность... Что еще ждет впереди?
ВОХМЯНИНА АННА НИКОЛАЕВНА, библиотекарь абонемента
Нашу Анечку (Анну Николаевну) поздравляет читатель, пожелавший остаться незвестным. В его стихах отражена суть работы нашей Анны Николаевны.
Это поистине твой праздник, Анна,
Ты с детства к книгам словно приросла!
Наверное, ты бы читала беспрестанно,
Если б дела забросить все могла.
В библиотеке имени Лиханова
К тебе с утра читатели спешат,
Заходят по пути или внепланово
И книжными листочками шуршат.
Двадцать седьмого мая с днём библиотекаря,
Анна, тебя и всех коллег твоих
От сердца поздравляют все читатели,
Библиотекарей любимейших своих!
СПИЦЫНА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА, главный библиотекарь психолого-педагогического отдела
ШАБАЕВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА, психолог психолого-педагогического отдела
- Я не библиотекарь, я только учусь, - сказала Елена Анатольевна, улыбаясь.
- Я тоже не библиотекарь, - улыбнулась Татьяна Анатольевна.
- Зато библиотека помогает нам делать настоящие чудеса! – сказали они хором.
Эксперимент по созданию психолого-педагогического отдела в библиотеке, который задумал Альберт Анатольевич Лиханов, продолжается уже 17-й год. И не считать себя библиотекарями мы не можем, хотя по образованию педагоги, психологи.
Разве не чудо – найти в сложный для человека момент нужные слова и книги, которые изменят настроение и помогут поставить новые жизненные цели?
Разве не чудо, когда в отдел приходят родители, у которых есть маленькие дети, и благодарят за то, что советы по воспитанию непослушных капризуль подействовали, а рекомендованные книги прочитаны и взяты на вооружение в деле воспитания?
Разве не чудо – провести тренинг для трудных подростков на тему «Секреты общения» и услышать от них искреннюю благодарность?
Разве не чудо – создавать в стенах библиотеки картины в стиле квиллинг и брошки в стиле бохо?
Разве не чудо превращаться под Новый год то в Снегурочку, то в Деда Мороза, то в Бабу Ягу, то в Карабаса-Барабаса?
И таких чудес не счесть в нашей работе, и за всё это благодарность нашей любимой библиотеке!
За что мы любим свою работу? Наша работа – это постоянное образование, получение нового опыта, знаний и умений. Мы любим свою работу, потому что это неиссякаемый источник радости и оптимизма. Наша работа – это наше призвание, наша любовь, наше «Поле Чудес» уже много лет.
БАТАЕВА ИРИНА ЕВГЕНЬЕВНА, главный библиотекарь отдела искусств, электронной информации и периодики
Работа – в этом сухом официальном слове заложены основные принципы: исполнительность, обязательность, чёткость, своевременность, режим, однообразие и многие другие слова (важные, но скучные), которые вызывают в сознании каждого человека ассоциацию «я должен – мне должны».
Но это не о моей работе! Да, в ней есть две составляющие: 1) Ежедневное выполнение обязательных дел (иногда они даются очень сложно, тяжело, но ведь они обязательные). 2) Библиотечная работа позволяет раздвигать рамки, в отличие от учительства. Именно эта возможность вдохновляет, даёт простор фантазии, позволяет находиться в постоянном поиске и самообучении.
Я считаю, что работа не может быть круглогодичным праздником. Ведь чтобы праздник был ярким и незабываемым, он не может быть ежедневным. Правда? К нему нужно долго, кропотливо и неустанно стремиться. У меня такие праздники, к счастью, нередки!
Я выбрала эту работу (а, может, работа выбрала меня, ведь по профессии я не библиотекарь) потому, что она созвучна мне, моему настрою по жизни: быть с детьми, а значит, быть честной, ответственной, искренней и радоваться каждому дню!
БОЧМАГО ЕКАТЕРИНА ГЕННАДЬЕВНА, ведущий библиотекарь отдела искусств, электронной информации и периодики
Так случилось, что в 2019 году я сменила работу – из вузовской библиотеки перешла работать в Библиотеку для детей и юношества имени Альберта Лиханова. Сначала было непросто, так как специфика работы совершенно другая. Здесь мы общаемся с самой разной аудиторией: и малышами, и взрослыми. К каждому нужно найти особенный подход, а это бывает нелегко.
А еще я всегда с большим интересом включаюсь в процесс подготовки массовых мероприятий и субботних занятий с малышами в кружке «Золотой ключик». Мне нравится работать в отделе искусств, электронной информации и периодики, потому что здесь царит атмосфера доброжелательности, взаимовыручки и доверия.
КИРИЛЛОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА, главный библиотекарь отдела комплектования, обработки и использования книжного фонда
Сколько себя помню, я всегда любила читать. Когда мне было лет шесть, мы с мамой как-то шли по улице, и я вслух прочитала вывеску на магазине. Мама с удивлением сказала: «Надо же, а Лена-то у меня читать умеет, а когда это ты успела?» А я и сама не знаю, как это получилось: соседки-школьницы показали буквы, как-то начала складывать слова - и пошло-поехало!
От книжки меня невозможно было оторвать! Я читала утром, заплетая косу перед школой, уплетая обед, загорая на крыше, на кухне по ночам. Придя к кому-нибудь в гости и нарвавшись там на какой-нибудь журнал или книгу, я забывалась, и мне подружки говорили: «Ну, Кириллова, как обычно, опять с книгой...»
Не помню, чтобы я думала о какой-либо другой профессии, кроме профессии библиотекаря. Библиотека - это мое! Были времена, когда я уходила ненадолго работать в другую сферу, но всегда возвращалась. Нигде нет таких замечательных, интересных, горящих желанием саморазвиваться, преданных своему делу людей, как в библиотеке! Мне повезло: здесь я встретила профессионалов, увлеченных и влюбленных в свое дело. Искренне восхищалась, как неординарно, с выдумкой они подходят к своему делу.
Библиотека – это не помещение, это духовное и душевное место не только для читателей, но и для сотрудников, и этот взаимный энергообмен врачует наши души. Может быть, именно поэтому сюда тянет всех снова и снова
ТУЛУПОВА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА, ведущий библиотекарь отдела комплектования, обработки и использования книжного фонда
Я работаю в библиотечной сфере уже более 40 лет. Выбор профессии передо мной не стоял, так как я практически выросла в стенах детской библиотеки. Там работала моя тетя, которая и привила мне любовь к книге и библиотеке.
За годы своей трудовой деятельности я освоила все библиотечные процессы, работала во всех отделах массовой библиотеки. Более 12 лет проработала в учебной библиотеке университета, а с 2015 года по настоящее время я работаю в Библиотеке имени Альберта Лиханова.
В своей работе любое мероприятие, проект, начинание мне хочется сделать интересным, запоминающимся, востребованным, и я смею надеяться, что мне это удается. Мне очень нравится моя работа: нравится общение с нашими читателями, нравится, что я могу помочь детям и взрослым подобрать литературу по интересующим их вопросам и видеть результат своей работы – моего читателя, взявшего нужную ему книгу. Возможно, таким образом я помогаю конкретному человеку в решении какой-то проблемы, помогаю найти ответ на интересующий вопрос, который для него жизненно важен.
ТУРУНЦЕВА НАДЕЖДА СЕРГЕЕВНА, ведущий библиограф информационно-библиографического отдела
Что значит для меня моя работа:
Сегодня библиотека – это место встреч и общения, а не только получения информации. Именно поэтому расширяется сфера деятельности библиотекаря. Библиотекарю нужно ориентироваться в библиотечных фондах и каталогах, знать и другие библиотечные дисциплины, а также владеть профессиональными навыками и умениями, необходимыми для обслуживания читателей.
Библиотечная профессия интересна и увлекательна тем, что каждый день не похож на другой, приносит знакомство с новым. Каким будет сегодняшний читатель, что приведёт его сюда, что предложить ему, чем заинтересовать?
Когда ежедневно работаешь с читателями, помогаешь в выборе книг, в учебе, в профессиональной деятельности, а также организуешь интересные и познавательные мероприятия, чувствуешь благодарность людей, отдачу от вложенных усилий. Благодаря этому понимаешь, что твоя работа полезна и необходима. А это самое главное!
ШИМКОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА, главный библиограф информационно-библиографического отдела
Мой девиз: «На работу - как на праздник!»
Библиотека - моя судьба. Очень люблю свою работу! Она заставляет меня думать творчески, а творчество возвышает человека. Многие думают, что в библиотеке работать скучно, сидишь себе и книжки выдаешь. Но на самом деле это не так. Каждый новый рабочий день для меня на протяжении 12 лет – это новые знания и новые открытия, так как современный библиотекарь должен обладать универсальными знаниями во всех сферах деятельности человека, высокой культурой, в том числе речевой и этической, иметь навыки информационного поиска.
А работа в детской библиотеке? Вот тут начинается творчество! Библиотекарь – это еще и артист, сценарист, режиссер, педагог и психолог в одном лице. Есть много очень важных вещей, которым мы можем научить наших юных читателей, реально помогая им прежде всего в учебе. И для меня это очень важно!
Погода опять дождливая,
Но солнце сквозь капли светит.
А я такая счастливая -
Счастливее всех на свете!
Иду на работу с радостью,
Как будто на светлый праздник.
Смеетесь над этой фразою?
Поверьте, совсем напрасно!
Работа моя - как солнышко:
Светит и мне, и людям.
Выплесну душу до донышка,
А мне в десять раз прибудет!
Вхожу в свое царство книжное -
Хранительница Вселенной.
Весь мир пред собою вижу я,
Но мир, неподвластный тлену.
Здесь двери открыты каждому -
Пожалуйста, заходите!
Все лучшее, нужное, важное
Берите, читайте, любите!
Здесь верится в доброе, ясное,
Здесь век встречается с веком...
Да что может быть прекраснее
Работы в библиотеке! Л. Тихонова